Большинство участников обсуждения представляли подразделения ДНЦ РАН, в своей повседневной научной деятельности изучающие особенности развития дагестанского общества. Несколько международных конференций по предлагаемым для обсуждения на Съезде вопросам были организованы Региональным центром этнополитических исследований. Его директор, доктор философских наук Абдул-Гамид Алиев напомнил о множестве рекомендаций и книг, которые непосредственные адресаты в дагестанском руководстве читают поверхностно. Не меньше исследований по экономике республики проведено Институтом социально-экономических исследований. Мысль руководителя ИСЭИ Юрия Сайгидова о насаждении заведомо ложных объяснений причин деградации общества поддержали все участники круглого стола.
— В Дагестане нет никаких межнациональных и межконфессиональных противоречий. Разговоры о том, что надо развивать мусульманское государство, отдают инфантилизмом. Надо провести в Дагестане инвентаризацию и в плане социальной справедливости, и в плане культурных взаимоотношений… Попытки создать гражданское общество душатся в самом зародыше самими же чиновниками. Нет той силы, вокруг которой можно было бы объединиться.
— Нет центра, вокруг которого можно объединиться, — поддержал экономиста историк, старший научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН Тагир Муслимов, говоря о национальных движениях, которые под давлением власти были вынуждены самораспуститься.
Национальные интересы подменяются тухумными, необходимо найти оптимальное соотношение между общим и частным. Заместитель председателя ДНЦ РАН, доктор исторических наук Муртузали Гаджиев, который вел круглый стол, комментируя предложения коллег, подчеркнул, что власти невыгодно видеть истину, и поэтому рекомендации ученых выступают в роли помехи. Но если в самом деле цель очередного Съезда народов Дагестана — услышать чаяния народов и не обмануть надежды, то руководству республики необходимо ориентироваться на существующие законы и, прежде всего, на Конституцию РД.
— По итогам Съезда какая-то реакция все же будет. Возможно, Съезд не решит вопросов, но поставит их более четко, — выразил надежду член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Ахмед Османов. — При желании сплотить общество за методами не надо далеко ходить, есть в недалеком прошлом исторический опыт, из которого можно взять наиболее целесообразное.
Апеллируя к историческому опыту, участники конференции вспоминали и французского короля Людовика XIV, в процессе укрепления абсолютизма позволявшего создавать различные общества, противостоящие власти, и современных руководителей соседних республик, непосредственно участвующих в научных обсуждениях. А в нашей республике политические лидеры игнорируют научные собрания, «а спортсменов встречают у трапа самолета».
Причину духовного кризиса дагестанского народа директор Института языка, литературы и искусства Магомед Магомедов видит в ориентированности власти на невежество и вседозволенность.
— Надо поднять вопрос о месте и роли интеллигенции в науке и образовании Дагестана, — предложил Магомед Ибрагимович. — Почему власть не идет на контакт с интеллигенцией, научной общественностью?
Представители различных отраслей академической науки связывали недочеты в социальной и экономической политике в Дагестане с политической недальновидностью руководства ведомств. Доктор исторических наук Эльмира Далгат, доктор экономических наук Абас Ахмедуев и кандидат геолого-минералогических наук Иса Газалиев были едины во мнении, что необходимо не вуалировать свое отношение к происходящему в республике, а высказывать свои мысли открыто и до конца, как это сделал доктор Шамов и его коллеги.
В обсуждении, кроме сотрудников ДНЦ, участвовал президент холдинга «Изобилие», экономист Нурмагомед Газимагомедов, название учреждения которого воспринималось символически. Но скептицизма обсуждение не уменьшило. Если делегаты Съезда, выдвинутые от академического научного учреждения, будут услышаны не только народом, но и правительством, то преобразования в республике пойдут закономерно.