— Я только через полвека понял, что даже богатому детскому воображению не под силу живописать эти святыни. Говорят, если Всевышнему угодно, он может материализовать любую мысль.
— И вот Ваше желание детства воочию увидеть Мекку и Медину проснулось в пору, когда совершение хаджа для дагестанцев стало массовым явлением?
— Да. Особенно загорелась душа после совершения в прошлом году паломничества моей супругой со своей матерью.
В этом году, прослышав, что российский меценат Сулейман Керимов выделил финансы для паломников, впервые совершающих хадж, я тоже рискнул поучаствовать в жеребьевке для отбора дебютантов. Аллагь услышал мои чаяния..
— Созерцать благословенные места — это неоспоримая милость свыше, но, говорят, в процессе паломничества открывается внутреннее зрение.
— Месяц, проведенный на святой земле, преобразил меня на клеточном уровне. Сейчас, после возвращения, рассказывая своим близким о хадже, проще описать чудеса строительной и технической мысли, чем передать собственное душевное состояние в окружении симбиоза древности и современности. «Надо оказаться там, чтобы понять эти ощущения» — который раз повторяю я.
К радости, все больше людей, которые сами испытали великое очищение на земле пророков. В возможности осуществить мечту, как и мне, несколько лет дагестанцам помогает Сулейман Керимов, и, верится, что благодарность, исходившая от его «подопечных» на святой земле, обернется благосклонностью небес к нему. Да пусть процветает дело таких щедрых людей! После Парзулава Чиркейского, раздавшего свое богатство бедным, нагорный Дагестан не помнит такого благодеяния. И имя современного российского олигарха горцы произносят с таким же уважением, как имя мудрого феодала из прошлого.
Благодаря тому, что и питание в этом году было организованным, хадж прошел без особых эксцессов. И паломники в своей духовной миссии не отвлекались на мирские заботы о пище.
— Эмблема хадж-миссии Сулеймана Керимова и синие безрукавки, отличавшие вас от других паломников, помогали в ориентации на местности?
— Отыскать человека в многотысячном потоке очень сложно. Много случаев, когда люди терялись. В ответ на любой вопрос местные жители или паломники из других стран отвечают: «No, I don, t know».
— И тем не менее Вы отыскали свою супругу, приехавшую в Саудовскую Аравию с другой группой.
— Это случилось на горе Арафат, где тысячелетия назад встретились наши прародители Адам и Ева. Как и они, мы встретились на священной земле благодаря Аллагьу, который надоумил умных людей создать мобильный телефон.
И все равно мы оба находились в огромном напряжении, пока искали, уже потом, совершая вместе остальные арканы, вспоминали шутя первое свидание на Арафате. Затем Майсарат надела мою синюю жилетку, которую женщинам можно было не снимать в отличие от мужчин, носящим ихрам. Если даже в этой давке обратиться к Аллагьу с просьбой помочь, он открывал дорогу для продвижения или пространство для молитвенного ритуала. Мы с женой тоже плутали в многочисленных тоннелях Мекки. Оставшись еще помолиться у стен Каабы, однажды отстали от своих групп и решили добираться не по туннелю, а по земле, чтобы насладиться видами города. Расстояния от святых мест до гостиницы измеряются километрами: транспорта, кроме такси, нет, а таксисты, пользуясь беспомощностью паломников, заламывают цены и с большой неохотой берут случайных клиентов. Уставшие, измотанные ходьбой, мы, пытаясь поймать транспорт, продолжали идти. И вдруг перед нами предстала пожилая дагестанка, которая тоже оторвалась от своей группы. Жилета на ней не было, но был специальный браслет, которые носили «керимовские» паломники.
Мы стали расспрашивать у нее о гостинице, где остановилась, она толком не могла ее описать, решили взять ее с собой и разобраться на месте. По велению Аллагьа, тут же остановилось и такси (будто нам в тот день участь заблудших уготована была для того, чтобы оказать помощь соотечественнице из Левашинского района). Уже, когда подъехали к гостинице, попутчица узнала здание.
В мирской жизни я за целый год, наверное, столько не ходил, сколько за месяц хаджа. Аллагь дает силы для благих дел, дома бы, наверно, слег от усталости.
— Хадж, конечно, несравним ни с каким путешествием. Это огромный труд на пути приближения к духовному идеалу?
— И за качество этого труда, и за его результат отвечать приходится только перед собственной совестью и Всевышним. В Медине самое сложное было попасть в Равзу-мечеть, где молился сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллагь и приветствует), куда мне удалось попасть пять раз. Снаружи люди, которые находились в Равзе, смотрелись «как в Раю». В самой Мекке не каждому удается помолиться прямо у стен Каабы, я ощутил тепло этого священного камня и ладонью. Вкусить после этого напряжения воду Зам-Зама — неповторимое блаженство. На этой священной земле и твердый мрамор кажется мягкой и приятной постелью. А земля дает энергетический заряд. После ночей в долине Муздалифа и в Мине с новой силой мы отправились бросать камни в Жамарат.
Есть много вещей, которые во время паломничества не допускаются, об этом пишется в прессе, об этом постоянно информировал свою группу наш руководитель пресс-секретарь муфтия Магомедрасул Омаров. И все же остается много нюансов, которые начинаешь понимать именно в процессе совершения тех или иных пунктов паломничества. И если ты в чем-то отошел от норм, например, громко разговариваешь, подходит незримый наблюдатель и напоминает «Сабур, хаджи, харам». Святая земля учит не расточать эмоции, а распределять их равномерно по жизни.
— А как же быть во время неожиданных встреч? Ведь далекая священная земля, наверняка, сводила Вас со знакомыми земляками?
— Конечно. С односельчанами, ехавшими со мной в одной группе, успел встретиться еще в Медине, где мы провели неделю до Мекки. Но неожиданные встречи продолжались вплоть до отъезда. Гамзалава Гамзалаева узнали под белыми одеяниями поклонники.
«Ассалам алейкум!- вышел я навстречу, а за спиной земляки комментировали: « Вот так встреча двух аварских певцов на священной горе Арафат!» А мне подумалось, если бы удалось совершить хадж Даку Асадулаеву, как бы его голос приукрасил «Лаббайк» «Зикру». Делая умра за него и за своих родителей, которые тоже мечтали увидеть священную землю, я просил Всевышнего Аллагьа райской жизни для них, а в дуа обращался с просьбой благодати для всех дагестанцев: чтобы чиновники и преуспевающие соотечественники думали о бедных и Аллах регулировал общественную справедливость.
— Находясь на благословенной земле. Вы думали о будущем родного края?
— Конечно! Надеюсь, что молитвы паломников приняты Аллагьом, и Съезд народов Дагестана станет поворотным пунктом в процветании моей республики. Кстати, думал я о наших горах не отвлеченно. Старые кварталы Мекки очень напоминали наши горские аулы, где сакли возводились террасами. И теперь, глядя на родные горы, жду новой встречи со священной землей. Так хочется, чтобы и на моей родине общение между людьми было таким же доброжелательным, как там между представителями разных рас, с чьих лиц не сходила уважительная улыбка. Исходившее от паломников тепло, в Мекке, сливаясь с круглосуточным ярким наружным освещением, создавал неописуемо гармоничный уют. Света и тепла в душе и в домах — желаю своим землякам в 1432 году по хиджре.