— Мурад, чем для Вас ознаменован уходящий год? Может, произошли какие-то важные для Вас события?
— Самое главное событие, которое произошло в этом году, для меня (может, многие будут меня критиковать и говорить, что я конъюнктурщик, но я с 1978 года болею за сборную Испании и за мадридский «Реал») – мы победили в чемпионате мира по футболу. Я был по-настоящему счастлив и счастлив до сих пор, что моя любимая сборная (после сборной России, конечно) и мой любимый тренер Висенте Дельбоске привез в Испанию, впервые в истории футбола, «золотую богиню», и таким образом сборная Испании стала чемпионом мира и Европы. Это, безусловно, самое главное, самое торжественное и самое приятное событие 2010 года.
— Вас можно обвинить в непатриотизме!
— Можно. Но футбол – международная игра. Есть множество людей, которым нравится зарубежная музыка. Мне, например, нравится группа «Depeche mode», значит, я еще раз непатриотичен. В феврале этого года я ездил в Москву на концетр «Depeche mode» — это, наверное, главное культурное событие в моей жизни за этот год. К сожалению, ни в Дагестане, ни в России нет такой группы, ради которой я бросил бы все дела, сел бы в самолет и поехал посмотреть и послушать. Но нас оказалось пятнадцать тысяч таких единомышленников, и я понял, что я такой не один.
— Вы сказали о главном для Вас спортивном событии года, культурном… а профессиональное событие?
— Таких событий два, потому что 2010 год подарил мне два приятных сюрприза. Действительно, это были сюрпризы. Хотя, поднявшись над самим собой и посмотрев сверху, чтобы все мелочи опустились, а крупные вещи проявились, это, наверно, все-таки закономерный результат. Первое – Указом Президента мне присвоили звание заслуженного работника культуры. Я не рассчитывал, что когда-либо его получу, потому что было полное ощущение, что мы ушли из Советского Союза со всеми его званиями, наградами. А это – своего рода такое эхо прошлого. Внутри, в душе, я чувствую, что это не то, ради чего мы сейчас работаем. И второе – это еще более неожиданный сюрприз – грант Президента республики (это произошло примерно через месяц после предыдущего события), который был вручен за проект телевизионного молодежного дискуссионного клуба «За и против».
Причем этот грант один из самых наполненных – триста тысяч рублей, которые будут потрачены на производство этой риторической технологии.
— Наше первое интервью с Вами как раз и было по поводу проекта «За и против». Какие продвижения у него?
— Продвижения замечательные. Я готов говорить об этом дискуссионном клубе часами, днями и месяцами, потому что мы никогда не ожидали, что этот дискуссионный клуб будет столь успешно развиваться. За истекший период (как принято говорить казенным языком) было проведено уже семь дискуссий. Некоторые из них прошли с привлечением гостей из-за пределов Дагестана. «Pro et contra» шагнул по России уверенным шагом. Сборная команда Мордовии «Тринадцатый регион» участвовала в нашем проекте летом, именно в нашем дагестанском дискуссионном клубе. Есть его локальные отделения на экономическом факультете ДГУ, где ребята каждую неделю собираются. То есть клуб живет своей жизнью. В ДГИНХ есть своя команда, в Дербенте, в ДГТУ, есть городские команды, которые, независимо от нас, сами по себе дискутируют. Как мне кажется, то зернышко, которое мы посадили, оно выросло. И этот дискуссионный клуб из локального телевизионного проекта компании «Море ТВ» превратился в полноценный проект, ставший общественным достоянием. Меня это радует, потому что наша задача была такова, чтобы этот ребенок вырос и уже жил своей самостоятельной жизнью.
— Тематика дискуссий, которая планировалась изначально, не поменялась?
— Нет. Технология не поменялась. Мы предлагаем сразу две противоположные точки зрения как минимум на самые разные проблемы. У нас бывают дискуссии на сугубо экономические темы: например, как развиваться Дагестану – в сторону нефти или туризма? Либо вопросы, связанные с глобальными проблемами, такими как экономический кризис: нам ждать благоприятных глобальных экономических и политических процессов или постараться как-то локализовать экономику Дагестана и искать внутренние точки роста?
Это сублимированные точки зрения, которые высказывает наш клуб по самым животрепещущим проблемам. Кроме того, мы не забываем и о том, что интересует молодежь: ходить студентам в форме или без, нужно ли нам применять свободное посещение лекций и семинаров или нет. Были даже такие темы: нужно ли дагестанским девушкам служить в армии наравне с мужчинами, есть ли внеземные цивилизации или их все-таки нет.
Мы не хотим, чтобы наш дискуссионный клуб превратился в некое наукоемкое производство, где бы мы брали на себя роль истины в последней инстанции, комплексы экспертной самодостаточности и прочее. Мы хотим, чтобы ребятам было интересно шевелить своими мозгами.
— Помимо проекта “Pro et contra”, который начал реализовываться не в этом году, были у Вас новые проекты, которыми Вы занимались в этом году?
— Спасибо. Это очень хороший вопрос, потому что сейчас самое время рассказать о наиболее интересных проектах, которые у нас прошли и связаны они, прежде всего, с ДГТУ. Я никогда не думал, что в этом техническом вузе такие хорошие люди. У них очень хорошая команда. Ребята, которые учатся в этом вузе, могли бы с легкостью стать гордостью 60-х годов, когда появился даже такой термин «физики-лирики».
И эти физики-лирики, технари, стали тем материалом для нас, который позволил реализовать целую серию креативных проектов, таких, как кинофестиваль «Серебряная вилка». Это открытый кинофестиваль студенческих работ, в котором участвовали представители всех вузов Дагестана. Гран-при взяли медики за фильм «Выбор». Мы провели чемпионат по шахматам, фестиваль «День футбола», когда одномоментно на шестнадцати футбольных полях студенты технического университета под патронажем школы Александра Маркарова провели турнир и победили на нем футболисты, представляющие студентов-иностранцев. Кроме того, были проведены открытый чемпионат по фольклорный лезгинке с участием всех вузов, фестиваль самобытности народов Кавказа. Об этих проектах можно говорить очень долго. Все они были реализованы только потому, что на то была воля студентов и преподавателей ДГТУ.
— Вы можете сейчас вспомнить случаи, когда встретили Новый год как-то нетрадиционно? Или Вы каждый год его встречаете нетрадиционно?
— Нет. Новый год у меня всегда традиционный. Я всегда стараюсь встретить его в кругу семьи, с мамой. У меня в жизни было четыре случая, когда новый год я встретил нетрадиционно. Два раза – когда я был в армии. Еще я был у тети, единственного сына которой призвали в армию, я был скорой помощью и должен был скрасить ее одиночество и развеять тоску. И однажды я на новогодний тур возил победительниц конкурса красоты, председателем оргкомитета которого был. Это четыре новых года в моей жизни, которые я провел вне семьи, и надеюсь, что все последующие новые годы я буду встречать с семьей так, как это происходит из года в год.
— Что бы Вы пожелали в Новый год нашим читателям?
— Прежде всего, я бы хотел пожелать успехов вашей газете. Это очень хорошая, добрая газета, которая всегда несет людям добрую информацию. Я бы хотел, чтобы вы не растеряли этот заряд доброты. У вас такой островок стабильности, согласия. Если бы не было «Махачкалинских известий» в нашей республике, нужно было бы обязательно их придумать. Но так как они есть, я бы хотел пожелать, чтобы вы смогли в будущем реализовать по-настоящему амбициозные проекты, чтобы вы гордились не тем, какая ваша газета крикливая, а тем, как хорошо вам в ней работается и живется.
Вашим читателям я хочу пожелать в новом году здоровья, счастья, радости. В общем, джентльменский набор пожеланий.
— Спасибо большое.