Заплатите за песню немедленно!

– Амин Фуадович, давайте для начала определимся, защитой какой интеллектуальной собственности вы занимаетесь?
– Мы занимаемся защитой авторских прав.
– То есть патентные права, товарные знаки, фирменные наименования, бренды, промышленные образцы и т.д. – это не к вам?
– Нет.
– В случае, когда происходит нарушение авторских прав, разбираетесь со всем этим вы или Прокуратура?
– К сожалению, такими полномочиями я не наделен. В соответствии с нормативно-правовыми актами, существующими в нашей стране, нам не дано право самим заниматься подобными делами. Что такое интеллектуальная собственность? Она регламентируется частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Там прописано все, что касается этого вопроса. Мы же занимаемся лишь одним из видов интеллектуальной собственности – авторским правом. Российское авторское общество (РАО) – это общественная организация, имеющая в своем составе более двадцати пяти тысяч членов. Плюс ко всему, РАО имеет договоры более чем со ста семьюдесятью подобными нам авторскими правовыми организациями в более семидесяти странах мира. То есть члены этих авторских правовых организаций передали этим организациям полномочия управлять своими авторскими правами в России. Авторское право – это когда, допустим, я – автор стихов, а вы – композитор, и мы совместно пишем песню для какого-то исполнителя. Когда песня состоится, у нее появляются авторы – поэт и композитор, которые становятся правообладателями на эту песню. А управление авторским правом – это коммерческое использование авторского права. Оно заключается в том, что, если мы, авторы песни, живем в Дагестане, а наша песня-хит используется на Дальнем Востоке, в другой стране или части Света, то право управлять нашими правами на эту песню в тех регионах и странах мы делегируем авторским обществам, в том числе таким, как Российское авторское общество. Согласно части четвертой Гражданского кодекса нашей страны, такие организации должны работать по шести направлениям, то есть существуют определенные пункты, на реализацию которых они должны быть аккредитованы Правительством Российской Федерации. РАО было аккредитовано в августе 2008 года по двум позициям: «на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции» и «на осуществление деятельности в сфере осуществления прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения».
– Если, допустим, я захочу исполнить чью-то песню как любитель, я должна за это платить?
– Вы где хотите ее использовать?
– Ну, на каком-нибудь городском конкурсе молодых талантов!
– Ничего страшного. Вы можете использовать эту песню.
– А почему? Может, автор, узнай он об этом, был бы против!
– Если автор не хочет, он официально запрещает. Но! Тот факт, что автор не дает разрешения – это еще не значит, что он запрещает. Если он официально не запрещает, значит, можно пользоваться.
– Но на всех же лицензионных дисках бывает написано: «Только для частного прослушивания. Любое коммерческое использование преследуется законом». А если я спою чужую песню в ресторане?
– Вам никто это не запрещает. Но хозяин этого ресторана должен платить авторское вознаграждение. У него должен быть договор с Российским авторским обществом, и он должен платить по этому договору. За то, что в его заведении исполнялась такая-то песня двадцать раз, такая-то – пять раз, а такая-то – один раз.
– Это же невозможно!
– Почему невозможно? По договору, обязанность считать, сколько раз какая песня исполнялась, лежит на хозяине заведения. Это же не так трудно!
– Все равно. Мне кажется, что это такая область, которую очень сложно контролировать. Где гарантия, что хозяин заведения будет добросовестно подсчитывать количество исполняемых в его заведении песен и платить за них?!
– Сложно – не сложно, но надо контролировать! Вот почему мы об этом говорим? Композитор Консуэло Веласкес (Consuelo Velazquez Torres) за всю свою жизнь написала всего две песни. Одной из них была «Бесаме мучо» («Besame mucho»). И она была долларовым миллионером, потому что отчисления за использование этой песни ей приходили со всего мира и, возможно, в том числе из России. За 2009 год Россия собрала авторское вознаграждение более двух миллиардов семисот семидесяти семи миллионов рублей.
– В каких еще законодательно-правовых актах нашей страны содержатся пункты, регламентирующие защиту авторских прав, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ФЗ № 5351-1 от 9 июля 1993 года)?
– Закона об авторских правах с первого января 2008 года уже не существует. Потому что он вошел в эту четвертую часть Гражданского кодекса (ч.4 ГК РФ).
– А почему так произошло?
– Ну, скажем так, Гражданский кодекс – это экономическая Конституция страны, в нем прописано, как люди должны вести себя в экономических условиях.
И к тому же, кодекс имеет больший юридический вес, чем просто закон.
– С пиратством в Интернете вы не работаете?
– Нет. Моя работа заключается в том, что я собираю деньги для авторов. Как это делается? К примеру, я работаю с театрами. Театр готовит премьеру. До премьерного показа спектакля театр мне дает справку о готовящейся премьере и говорит, что приблизительно такого-то числа у них будет премьера. «Женитьба Фигаро», условно говоря. Там будет автор Бомарше, переводчик такой-то, музыкальное сопровождение такое-то и т.д. Есть специальная форма. Театр ее заполняет и отправляет нам. Мы ее отправляем в Южный филиал Российского авторского общества. Постановлением Правительства Российской Федерации № 218 от 21 марта 1994 года есть минимальные ставки вознаграждения – минимальный процент от валового сбора продажи билетов. А так, автор имеет право заявить любую сумму, какая ему заблагорассудится. Он может заявить и сто процентов, но это же будет не правильно. Процентные ставки разные, и зависят они от разных параметров: жанра, числа актов и т.д. Это рутинная работа, и ею я занимаюсь.
– С театрами разобрались. Как дела обстоят с организаторами концертов? Они ставят вас в известность?
– Организатор должен обратиться к нам и сказать, что проводит такой-то концерт, и я должен заключить с ними договор. Но чаще всего они стараются его не заключать. Это ведь сфера гражданской сознательности и этики. У нас как происходит? Если кто-то даст тебе по рукам, только тогда его слушаешь. А я не наделен таким инструментом, чтобы давать по рукам, и не уполномочен законом что-то в этом случае делать. Уполномочена Прокуратура. Она обязана их предостеречь от нарушения закона. Если они нарушат несколько раз, то Прокуратура может обратиться в суд о лишении индивидуального предпринимателя или юридического лица права заниматься предпринимательской деятельностью. Договоры мы имеем с четырьмя кинотеатрами Махачкалы: «Россия», «Пирамида», «Дружба» и «Октябрь». Они ежеквартально перечисляют деньги от своих валовых сборов. Еще у нас есть рестораны, кафе-бары. Не скажу, что все они с нами работают, но такие есть.
– Как происходит сама процедура: человек открывает свой ресторан. Он сам должен вас искать и сообщить о своем открытии или вы сами должны его обнаружить?
– Порядочный, законопослушный человек, конечно, сам нас найдет, но чаще всего бывает наоборот. Я прихожу, фотографирую, делаю запись и отправляю в Ростов. Из Ростова приходит письмо хозяину заведения, что, вот у вас стоит телевизор, аудио-видеоаппаратура, вы транслируете то-то и то-то. Южный филиал РАО его извещает о том, что он нарушает закон, и предлагает ему заключить договор. Чаще всего бывает игнорирование, в редких случаях – возмущенные звонки, в редчайших случаях просят заключить с ними договор. К этим редчайшим случаям я могу отнести кафе «Причуды избушки» и ООО «Ламам». Это показывает уровень предпринимателя и хорошие качества человека.
– В случае отказа вы должны обратиться в Прокуратуру или нет?
– Южный филиал РАО обращается в Прокуратуру. Там уже она разбирается.
– Если в кафе включен альбом какого-то исполнителя или видео концерта – это тоже нарушение авторских прав?
– Конечно! Это нарушение авторских прав авторов и смежных прав исполнителя и обладателя прав на фонограмму. Кроме предостережений, есть еще Статья 7.12 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»: «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав». Право составлять протокол имеют представители Прокуратуры и милиции. Давайте посчитаем, сколько кафе, баров, ресторанов в городе. Штук триста есть?
– Мне кажется, больше.
– Ну, допустим, пятьсот. По закону за нарушение авторских прав налагается штраф от двух до сорока тысяч рублей. Милиция должна пойти к нарушителям, составить протоколы и направить все это в суд вместе с доказательствами. Ну, к примеру, аудиозапись контрольного прослушивания песни, звучащей в зале ресторана, зафиксирована сотрудником милиции. Вопросы, которые он задает: И радио у вас тут работает? – Да, работает.
– А что, и радио нельзя?!
– Нет, конечно!
– Но почему?!
– Потому что закон такой для авторов. Автор говорит: «Мое право: разрешать или нет. Но если вы включаете, меня не спросив, то, пожалуйста, платите за это деньги». А вот если эти пятьсот кафе будут оштрафованы каждое на две тысячи, то это миллион рублей. И, знаете, куда идет эта сумма?
– Куда?
– В местный бюджет. Хорошо будет городу?
– Ну, во всяком случае, неплохо.
– Вот и я думаю, что неплохо. А почему городские экономисты не работают над этим? Им это не нужно? Они об этом не знают? Или это нужно знать только мэру?
– А может, предпринимателю легче заплатить один раз штраф две тысячи рублей, чем заключать с вами договор и постоянно платить. И штраф пойдет в бюджет города, а не в РАО!
– Вы кого жалеете: авторов или хозяина?!
– Ну, жалко ведь начинающего предпринимателя! Может, для него накладно выплачивать вашему обществу взносы. А государство же должно поддерживать малый бизнес!
– Для начинающего предпринимателя ведь не сложно прийти и сказать, что он хочет подписать с нами договор, но сможет это сделать через такое-то время.
– Для меня это все равно странно: почему я, как хозяйка кафе, должна платить за то, что я включаю радио! Это же средство массовой информации. Может, я еще должна платить радиоведущему, если у меня в кафе, не дай Бог, прозвучит его голос!
– Нет, за это вы не должны платить. Но есть, помимо авторских, еще и смежные права – право исполнителя, голос которого звучит, и право обладателя фонограммы, того, кто эту фонограмму записал. В этом случае у кафе, баров и ресторанов должно быть два договора – по авторским правам и по смежным.
– В общем, владелец заведения платит РАО деньги за то, что использует в коммерческих целях результат чужого интеллектуального труда.
– Совершенно верно.
– Амин Фуадович, скажите, пожалуйста, насколько наша российская внутригосударственная защита отличается от международно-правовой охраны авторских прав. Есть ли в нашем правовом поле моменты, которые в корне отличаются от международной практики?
– Фактически нет.
– То есть схема для всех одна, и основывается она на Конвенции Всемирной организации интеллектуальной собственности, принятой 14 июля 1967 года в Стокгольме, к которой 19 сентября 1968 года присоединилась и Россия?
– Более того, Россией подписаны все международные договоры в сфере защиты авторских и смежных прав. Наша страна стала членом всех международных авторских правовых организаций. И мы обязаны эти договоры выполнять. Если наше государственное законодательство говорит одно, а Международная Конвенция, которую мы подписали, говорит другое, то мы обязаны работать по Конвенции, а не по нашему внутреннему закону.
– Спасибо вам за интересную беседу. Узнала много нового!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам