Естественно, «маршрутки» весьма удобны, поскольку колесят по всем улицам и переулкам. Однако это частный транспорт и нередко зависит от прихоти хозяина – снег, дождь – зачем ему машину гробить… Но альтернативы пока нет. Хотя на разных уровнях не раз предлагалось восстановить автобусное движение на нескольких наиболее популярных маршрутах – 20, 18, 3 и др. Да и у троллейбусов из некогда одиннадцати маршрутов сегодня действуют лишь четыре. Транспорт ограничен на линии по своей специфике, а возить «воздух»…
Но вот пассажиров, повторяю, стало намного больше. Почему? Об этом и других делах МТУ наш корреспондент беседует с главным инженером предприятия, заслуженным работником транспорта РД Фузулу Курбановичем Фузулаевым.
– В чем считаете причину, по крайней мере, видимых перемен?
– Прежде всего, плата за проезд снижена и составляет пять рублей. А это заметная разница для немалого числа городских жителей. Восстановлена и цена проездных билетов. Для студентов это сто рублей в месяц, для школьников – семьдесят рублей. Если в прошлом году сборы за проезд с трудом составляли не более шестисот тысяч рублей в месяц, то сейчас в два раза больше.
Кроме того, конечно, с поступлением новых машин, соответствующим финансированием прекратился отток водительского состава, которых очень не хватало, а сегодня мы уже набрали и готовим три группы водителей. Двенадцать водителей подготовлены. Обучение – шесть месяцев, имеем для этого Государственную лицензию. Оплата работы водителей составляет от двенадцати до восемнадцати тысяч рублей в месяц в зависимости от стажа и квалификации. Интересно отметить, что приходят к нам в последнее время главным образом девушки. Даже женские династии образовались. Например, Абдурагимовы – мать, две дочери и сестра. Все на очень хорошем счету.
Машины современные, просты и удобны в управлении. В этом году должны получить еще двадцать новых троллейбусов с удобным для пожилых и инвалидов низким входом, более комфортабельные. Здесь хочу сказать, что, несмотря на совершенствования, встречаются пассажиры, которые рвут, режут новвые сиденья, заплеваны семечками салоны. Как с этим застарелым бедствием бороться, не представляю. Взывания к совести бесполезны.
– Стоит задуматься и не только вашему Управлению… Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела на новом третьем маршруте, через мост на Редукторный поселок. Маршрут очень удобен для крупного жилого района. Проходит практически через весь город – и у моря через рынки и автостанции, удобно и не торопясь, с детьми можно доехать к развлекательному комплексу на берегу озера Ак-Гель. Отзывов положительных много. Но нередко люди сетуют на немалый интервал движения ваших машин.
– У нас также немало благодарностей и пожеланий по этому маршруту. Он сейчас самый популярный в городе, что для нас очень важно и выгодно.
Что касается интервала движения, замечания очень справедливые. В среднем это на сегодня семнадцать минут, поскольку на линии задействованы всего шесть машин. Дело в том, что еще не завершено строительство новой тяговой подстанции, и с ее пуском, что ожидается в ближайшее время, интервал движения нашего транспорта составит не более пяти минут.
Должен обязательно сказать, что сейчас на троллейбусы (пока на сорок машин) устанавливаем спутниковые навигаторы, что позволит полностью контролировать и соответственно регулировать движение нашего транспорта по необходимым параметрам.
– Что можете рассказать о состоянии вашей базы сегодня?
– Имеем пятьдесят троллейбусов. К сожалению, десять из них не в ходу лишь из-за полной изношенности колес (цена одного – десять тысяч рублей). Все пять подстанций в рабочем состоянии. Сохранена и действует собственная ремонтная база. А главной нашей проблемой считаю изношенность контактного провода. При норме четырнадцать-пятнадцать лет, у нас есть такие линии, которые эксплуатируются по тридцать пять-тридцать восемь лет.
В общей сложности крайне необходима замена троса и контактного провода порядка двадцать километров. В этом году, в августе, нам обещано городской Администрацией финансирование в размере тридцати миллионов рублей, что поможет решить многие наши вопросы.
Добавлю, что в конце концов мы добились, что плата за рекламу на наших машинах и баннерах, растянутых на наших опорах, отныне поступает на счет нашего управления. Что, согласитесь, вполне логично.
– Что можете сказать о перспективах МТУ?
– Реальный вариант – это завершение линии «Махачкала – Каспийск», очень удобной и выгодной. Здесь ведется расширение проезжей части дороги от восемнадцати до двадцати метров, укладывается асфальт. В этом году должны быть установлены современные опоры. Работы ведут подрядные организации «Махачкаластройзаказчик». Хотелось бы восстановить линии по пр. А. Султана в сторону Южной автостанции, по ул. Орджоникидзе, Чернышевского. Маршруты были бы востребованы. Но все это, конечно, очень дорого.