Мама бессмертна в любом человеке. Она дала жизнь, дала душу, вложив в нее великую любовь ко всему прекрасному, качала колыбель и пела колыбельную песню о доброте и красоте.
Кружась на шумной карусели,
Куда-то мчусь, но вдруг опять
Сожмется сердце: «Неужели
Я начал маму забывать?»
Расул Гамзатов.
«Мать – единственное на земле божество, не знающее атеистов», — сказал французский писатель. И у большинства гениальных людей были замечательные матери. Загляните в свои души! Нет ничего светлее в жизни, чем имя – Мать.
Материнские руки – воплощение нежности. Нам всем хорошо спалось на этих руках. До конца своей жизни тепло этих рук согревает наши души. Есть дагестанское изречение:
Чтоб не болело у детей,
Сердца болят у матерей.
Сердце матери – это обитатель всей человеческой боли, страдания и радости, и я считаю, любовь к матери и преданность ей – это высшая школа гражданственности, преданности интересам Родины.
Мы живем в трудное время. В Дагестане участились убийства друг друга, взрывы! И вот я думаю: безнравственно, что все еще нет в Дагестане символа Матери в скульптуре, без которого никак не обойтись и который принесет пользу, соединенную с наслаждением и достоинством, что в общественном и в частном отношении полезно и приятно будет людям.
Место, где будет стоять этот памятник, станет действительно святым местом, куда будут приходить в день свадьбы жених и невеста, граждане, которые прощаются со страной или возвращаются, родители, у которых появились дети. А что если вместо памятника Ленину воздвигнуть на площади памятник женщине – матери?! Такая величественная скульптура поистине станет свидетельством человеческого величия. Она будет служить выражением нашего миросозерцания, соответствовать разумному жизненастроению и времени.
Искусство, как мы знаем, оказывает нравственное воздействие на человека, потому что доставляет наслаждение путем усиления нравственных идеалов и взглядов. Искусство обязано всегда отвечать человеческим потребностям, его идеалу и помогать ему, человеку, в отыскании этого идеала. Целью искусства, если оно высокое и настоящее, должно быть объединение людей в одном и том же чувстве, захватывающем сущность души человека. «Искусство есть одно из средств единения людей», — писал Л.Н. Толстой.
Конечно же, в скульптуре матери должна быть прежде всего ясная, определенная цель и мысль, для чего она нужна нам. Скульптура Женщины – матери, значение которой слишком велико, видится мне величественной, но в то же время простой и ясной, как говорят, без «чудачества», где запечатлено благословение ее величия для идейного обогащения и нравственного воспитания. Необходимо соответствие художественной формы и художественной мысли, современность и полезность.
Скульптор должен стоять на одном уровне с сегодняшними понятиями, понять, что для нас это великое и простое имя – Мать. Для этого от скульптора требуется глубокое понимание души и чаяний своего народа, его духовных запросов, это должен быть отдающий все свои способности, всю свою энергию заботе о человеке художник.
Памятник будет создаваться не для небольшого замкнутого круга людей, не только для немногочисленных очень образованных граждан, а для всех дагестанцев в целом.
Скульптура дагестанской матери должна изображать не приблизительную, а полную и типичную правду о себе самой.
Здесь нам нужно искусство, отвечающее на действительные чувства и мысли дагестанского народа.
Настоящее, цельное, здоровое в искусстве существует там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь.
Настоящее, не призрачное, народное искусство рождается там, где оно выросло, на настоящих корнях, и создается исключительными индивидиумами, талантливыми и достойными нашего уважения. Искусство приобретает общественное значение, когда умеет передавать мысли и чувства, имеющие важное значение для общества.
Скульптурное искусство Дагестана все еще находится на стадии формирования своей национальной художественной школы. Его зарождение связано с именами Х. Аскара-Сарыджи, А. Газалиева, И. Ибрагимова, А. Ягудаева, А. Магомедова, А. Сайгидова и др.
Произведения, созданные Али-Гаджи Сайгидовым, отличаются свободой пластического решения и четко выраженной традиционностью. Среди его произведений скульптуры по разнообразию и содержательности творческих исканий все-таки ведущая роль принадлежит пока работам портретного жанра.
В последние годы работы скульптора Сайгидова Али-Гаджи поражают смелостью замысла и образа. И кажется, ему под силу создать образ пластики Женщины – матери Дагестана. Такие его работы, как «Призыв», «Первенец», «Афганская трагедия», «Утро», монументальный ансамбль в селении Салта, говорят о его пластическом мышлении в монументально-декоративной пластике крупного размера.
Передать типичные черты в многообразии индивидуальных характеров, а в обобщающем образе сохранить его конкретные жизненные основы – таковы главные проблемы портретной скульптуры образа Матери, который под силу мастерству Али-Гаджи Сайгидова.
Он сейчас находится в хорошей форме и обладает энергией для совершенствования своего профессионального мастерства. После беседы с ним и возникла моя идея написать эту статью. Задача создать образ дагестанской Матери архисложная. И Али-Гаджи к этому готов.
К образу Матери скульпторам надо относится с конструкторской строгостью, лаконизм композиции должен соответствовать монументально-героической практике образа Женщины – матери. Причем немалое значение имеет выбор скульптурного материала, способствующего усилению тех или иных сторон образного решения. Материал сам по себе не определит характер решения образа. Напротив, художник выбирает нужный ему материал соответственно своему замыслу. Но внутреннее единство творческого замысла, образного решения и материала, естественно, играет в скульптуре большую роль.
Ясность духа и целеустремленность Матери можно выявить материалом бронзы, отлитой полновесной строгой формой, четко решенным объемом, высотой и точной моделировкой формы, сосредоточивающей подвижность внутренней жизни, интенсивность эмоций и умудренную сосредоточенность.
Я вижу этот памятник, воплощенный в рамках обобщенности формы, компактности объема, суровой сдержанности света и жесткости фактуры для действенности одухотворенного образа, где есть цельность характера и духовное горение, где черты нравственной убежденности гармонируют с чистотой самих сокровенных чувств.
Хочется ощутить в образе бронзы, гранита или мрамора впечатление поэтической монументальности и внушительной силы, которыми будет запечатлен в нашей памяти образ ее, где скульптором переданы эмоциональная приподнятость чувств и заостренны интеллектуально-психологическая выразительность образа, понимание и значение своего творения.
Главное – решительно избегать предвзятых штампов и форм в интенсивных поисках нового психологического и художественного решения. Здесь нужна талантливая рука мастера – монументалиста, которая, опираясь на национальные традиции, строит образ синтетического строя и содержания, руководствуясь общим знанием закономерностей натуры.
Скульптор имеет право опереться и на поэтический вымысел, и на исторически сложившиеся общие представления о собирательном человеческом типе Матери вообще, олицетворяющем дагестанский народ в целом.
Женщина – Мать – это образ эпического строя, заключающий в себе представление не только об определенном типе женщины, но и о складе всего народа и его самобытной культуры, избегающий узкожанрового, чисто иллюстративного истолкования. Воплощать тему Матери надо как широкое монументальное обобщение символического смысла в зрительном, наглядном, пластически осязаемом образе.
А нужно ли вообще нам браться за это наитруднейшее в финансовом и художественном осуществлении дело? Наш незабвенный Расул Гамзатов писал: «Думаю, памятники так же, как и песни, так же, как праздники, должны не разъединять людей, а объединять. Такие памятники я видел во многих городах мира. Памятник безымянным матерям меня трогает не меньше, чем памятник безымянным солдатам. Особенно много их в городах Латинской Америки, где ежегодно отмечают День Матери. С предложением отмечать и у нас такой же праздник я выступил в «Комсомольской правде», «Правде», обращался в Комитет (светских женщин) с просьбой проявить инициативу в этом благородном деле, выразил готовность содействовать этому. Но, увы. Комитет не ответил мне. Между тем добрый праздник Матери по своей инициативе проводят в некоторых наших республиках. А надо бы всеобщий День Матери организовать и создать памятник, к которому сыновья и деды, солдаты и поэты могли бы возлагать цветы».
Пора нам успокоить душу великого сына своей земли! Услышать зов матерей всех народностей Дагестана увековечить их!
И в заключение послушайте мудрые слова Максима Горького, который, к слову сказать, любезно относился дагестанской истории и литературе:
«Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, — вот что насыщает нас любовью к жизни! И еще его же слова:
«Прославим в мире женщину – Мать, единственную силу, перед которой покорно склоняется смерть!»