Профессор Магомед-Расул Усахов определил творчество Адалло гуманистической поэзией и охарактеризовал поколение современных ему поэтов. Автор труда «Социалистический реализм в дагестанской литературе» не раз попадал под стрелы критики поэта, отмежевавшегося от метода социалистического реализма и вышедшего из Союза писателей по политическим мотивам. Но в этот день Адалло не оппонировал, он слушал и думал, то отстраняясь, будто это не о нем речь, то вновь переживая знакомые эмоции, очерчивая прозу выступлений поэтической концентрацией.
Не отдохнуть
И вспять не повернуть,
И пусть дорога с каждым днем труднее,
Мы сами выбирали этот путь.
Никто его за нас не одолеет.
– Он никогда не идет вместе с толпой, не хочет потеряться в ней, – заметила одна из исследователей творчества Адалло доктор филологических наук Зулхижат Гаджиева, акцентируя в этот день внимание на пейзажной лирике поэта и цитируя его чудные элегические строки: «Улыбнись просто так, для себя».
Адалло слушал и улыбался.
Да здравствуют утесы и трава!
Я помню вас, вы для меня как братья.
Ущелья, водопады, дерева —
Спасибо вам за встречу, за объятья.
– Каждый по-своему называет Адалло: бунтарем, поэтом-борцом, романтиком, – Первый заместитель Главы города Махачкалы Баганд Магомедов добавил в список эпитетов образ из пьесы Рустама Ибрагимбекова «Похожий на льва», – есть там такое разделение людей на две группы: мамонты и слоны, Адалло – это мамонт, видящий мир по-своему. В нем есть настоящий непоколебимый дух.
Адалло Магомедович недавно был на приеме у Главы Махачкалы, и Саид Амиров не мог не отправить юбиляру, этому «несгибаемому человеку», высший подарок городской Администрации — именные часы и приветствие, в котором подчеркиваются заслуги дагестанского поэта, публициста, философа, ученого: «Сегодня у Вас пора созерцания, мудрости. Многие нуждаются в вашей мудрости».
Не жалуйся идущим впереди
На кровь и пот,
На то, что сбиты ноги.
В открывшееся завтра погляди –
Его не будет без твоей дороги.
– Качество человека измеряется числом, которое он любит, и песнями, которые он поет, – академик Шамиль Алиев вместе с афористическим букетом передал поэту, одну из поэм которого он предварил предисловием, поздравления журналистки Анны Нельсон.
– Без личностного начала, без великого творческого провидения поэта не может быть, – председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов окинул взором знакомые с юности книги Адалло, тесно расположившиеся на президиумских столах. – Мы должны уметь не только слушать, но и слышать. Если слышать стихи Адалло, откроется новое, тайное… Хотя Магомед Ахмедович убежден, что «лучше всего поэта объясняют не те стихи, которые написаны о нем, а что написал сам поэт», пониманию и оценке Адалло способствуют и стихотворные строки, посвященные ему собратьями по перу. Среди множества подобных и посвящение его соратника Джамала:
Быть день и ночь у истины в плену.
Писать стихи, но не властям в угоду.
Во мраке путь указывать народу,
Вести за правду каждый день войну.
На юбилейной сессии в ДНЦ РАН свое посвящение поэту прочитал учитель физики Кульзебской средней школы Ибрагим Абдуллаев.
О неповторимых образах Адалло, среди которых и старик, символизирующий опыт предшественников, вспомнил в зале ИЯЛИ им. Г.Цадасы художественный руководитель Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы Хайбула Абдулгапуров. – У нас есть еще художники и поэты, чье творчество востребовано, – Хайбула Абдулович завершил портрет морально-эстетического идеала поэзии Адалло.
Но вот мы встретились. Была ненастная пора.
Сидел на корточках
старик у тусклого костра.
И усмехнулся он: – Садись!
Мы шли одним путем!
– И повернул свое лицо – я отразился в нем.
Говоря об Адалло, было не миновать евтушенковской фразы: «Поэт в России больше, чем поэт». На гражданской позиции поэта сосредоточил внимание Сулейман Уладиев, в бытность депутатом Народного Собрания РД поддержавший опального поэта:
– Из сложившейся ситуации вывести страну могут не президенты, чиновники, армия или учителя, это сделают поэты.
Не те рифмоплеты, которых на этой встрече Саидахмад Салгереев определил в группы «горе-поэтов», «плановых» или «канцелярских» поэтов, а стихотворцы от Всевышнего.
Нас время проверяет на износ,
Так нам ли вспоминать о валидоле!
Хватает в мире слабости и слез,
Намного меньше мужества и воли.
В тяжелых испытаниях не гнись…
– Нестабильность общества – это трагедия, и в этих условиях голос поэта очень нужен. Нам повезло, что Адалло, переступив через все невзгоды, с нами. Он — поистине народный поэт, хотя официально у него нет этого звания, — подчеркнул заместитель министра по национальной политике, делам религий и внешним связям РД Зикрула Ильясов.
Это подтвердили и главный редактор газеты «Миллат» Магомед Бисавалиев, и главный редактор газеты «Дагестанцы» Алисултан Газимагомедов, а общественный деятель Гусейн Магомедов заметил, что то, что Адалло вышел из Союза писателей, не должно быть препятствием для присвоения заслуженного звания. Среди тех, кто говорил о проведении юбилейного вечера поэта в более просторном помещении, чем переполненный зал ИЯЛИ, и кунак Адалло из Согратля Ильяс Юнусов, который напомнил о годах редакторства поэта в газете «Кунак» и его публицистических работах.
Об избранности настоящих поэтов и их влиянии на людей соответственно аятам Корана, написанного поэтическим слогом, напомнил Гаджимагомед Махмудов.
Адалло задумался. И сейчас, и тогда, много лет назад, когда мальчиком, изучая Коран, увидел, что самая большая сура в нем называется «Поэты».
Входи смелее, два поэта
Друг друга как-нибудь поймут!
В поисках своего поэтического пути, как признался Адалло, он настолько увлекся Чанкой, Эльдарилавом и другими поэтами позапрошлого века, что потом было сложно выйти из-под их влияния. Одним из примеров участия поэзии Адалло в изучении аварского языка явился общественный деятель из Хасавюрта Султан Анасов, рожденный матерью-чеченкой, росший в интернациональной семье, он, повзрослев, открыл для себя красоту родного отцу языка, научил ему и своего сына. Адалло внимал нетленности истинных ценностей и улыбался.
Мальчик, росший в Гидатле,
Сын Али-Мухамеда,
Ты сегодня напомни о прошлых мечтах,
И поныне судьба ловит отблески света,
Ловит отблеск надежд…
Адалло слушал и думал, воспринимая собравшихся как единомышленников, а их похвалы – авансом за предстоящие еще труды. И среди них – возделывание нового сада, в котором укоренятся саженцы, проименованные в честь соучастников юбилейных слушаний. А в уже заложенном после возвращения из Турции саду окрепли сто деревьев, названных в честь тех, кто не струсил в опальные годы протянуть ему руку. Сложная судьба поэта переосмысливается его верными почитателями и соблазненными слухами.
– Таким создал меня Всевышний, – в повиновении Судьбе не видит поэт ограничения свободы. – Поэзия – это таинство, где нужны невероятный труд и терпение. Поэт должен превратиться в танк, но стрелять он не имеет права.
Не свист пуль, а мелодии весны утверждают жизнь на нашей планете. И песня «Весна» на стихи Адалло из репертуара Даку Асадулаева в исполнении Асхабали Гасанова, подхваченная залом, поставила точку над «i».
Я судьбу отодвину рукою,
Я печали в лицо рассмеюсь.
Пусть другого кого беспокоит
И корежит вселенская грусть.