Впервые я увидел его на спаррингах приблизительно в 1974 году. В то время тренировки боксёров детско-юношеской спортивной школы, находящейся в настоящее время на ул.Батырая, 6, проходили в зале бокса под трибунами стадиона «Динамо». По воскресеньям проводились межгрупповые спарринги, и я нередко посещал их в качестве зрителя. Когда боксировала очередная пара подростков 14-15 лет, от соседа слева я услышал: «Вот молодец, как настырно атакует». Я обратил своё внимание на того, о ком так одобрительно высказался мой сосед на трибуне, и некоторое время наблюдал монотонное наступление «молодца» с его безуспешными попытками атаковать и не совсем понял тогда, чем он так понравился моему соседу-зрителю. А перенеся внимание на его партнёра, я залюбовался его чёткими и грамотными действиями. Избирательными, прицельными ударами справа Микдар ( а это был именно он) в зародыше разрушал атаки соперника. Работая левой рукой, как рапирой, Микдар успешно поддерживал удобную для себя дистанцию: прямые справа выстреливал со снайперской точностью. Он не увлекался, не терял в азарте голову и удивлял не свойственной для подросткового возраста расчетливостью.
В секцию бокса Микдар записался случайно. Прогуливался с друзьями в центре города и, проходя мимо стадиона «Динамо», под трибунами которого в то время был зал бокса, увидел объявление о приеме в боксёрскую секцию. Все пятеро друзей загорелись тогда желанием тренироваться, но спустя некоторое время у четверых это увлечение угасло, а Микдар укрепился в стремлении достичь боксёрского мастерства. Тренером его был Шамиль Казимович Магомедов, брат популярного в своё время дагестанского боксёра Магомеда Казимовича Магомедова, более известного под прозвищем Мига.
Успехи пришли быстро — через короткое время он стал первым в Дагестане среди старших юношей. Лидировал и перейдя в юниорскую категорию. Не буду приводить в документальной форме весь послужной список соревновательной практики Микдара, это не относится к теме данной статьи, в которой я ставил целью охарактеризовать лишь отдельные моменты в его боксёрской биографии.
В 1978 году Микдар Аркаллаев выиграл последовательно зону Россовета «Буревестник», Россовет «Буревестник», ЦС «Буревестник». На этих турнирах, по комментариям представителя дагестанского бокса, к сожалению, ныне покойного, Али Али-Гаджиевича Магомедова (Алимеса), Микдар буквально «расстреливал» своих соперников. После учебно-тренировочных сборов выступил на первенстве СССР среди юниоров в Липецке. Параллельно с ним по проходным турнирам среди боксёров общества "Динамо" в полулёгком весе право на участие в первенстве СССР завоевал ещё один дагестанец, Гаджи Каялов. Легко расправившись в первом бою с башкирским боксёром, Микдар вышел в следующий круг, где ему пришлось "скрестить" перчатки с фаворитом в первом полусреднем весе, чемпионом Европы среди юниоров, казахским боксёром Сериком Конакбаевым. Это имя, без всякого сомнения, известно даже тем, кто не являлся заядлым болельщиком бокса. Конакбаев с конца 70-х до середины 80-х годов прошлого века был наиболее ярким боксёром сборной СССР. Не умаляя высокого класса его товарищей по команде, Виктора Рыбакова и Исраэля Акопкохяна, всё же следует признать превосходящую зрелищность действий Конакбаева на ринге. Отточенностью техники Конакбаев выглядел предпочтительнее даже своих победителей — Патрицио Олива в финале Олимпиады — 1980 и Марка Бриланда в финале чемпионата мира 1982 года, ставших впоследствии чемпионами мира среди профессионалов. В 1981 году Серика Конакбаева официально признали лучшим боксером — любителем в мире.
Не всем дано достичь вершин в спорте, не многим выдаётся миг удачи для завоевания почётных спортивных призов и наград, но какой-то единственный эпизод может поставить боксёра, не обладающего высоким титулом, на один уровень со знаменитостями, спортсменами мирового уровня. Для Гилата Муртузалиева таким событием явилась блестящая победа над чемпионом Панамериканских игр, кубинцем Энрико Регуйферосом. И это было не случайностью, а закономерным следствием высокого мастерста, которому не всегда давали проявиться в полной мере на отечественных турнирах судейские интриги. Для Микдара таким эпизодом в спортивной биографии стал в 1978 году бой с блистательным Сериком Конакбаевым. Оба мастера дистанционного обыгрывания, искусно «фехтуя» левыми руками, «выцеливали» снайперские удары справа. Дуэль шла на «кто кого перечувствует». Весь бой прошёл в высокотехничной дистанционной перестрелке, вызывая восхищение публики и интригуя конечным результатом до самого объявления победителя. Красивый рисунок поединка ни на мгновенье не нарушался захватами, толчками и грубой вознёй на ближней дистанции. Результат боя 3:2 в пользу Конакбаева. Можно не сомневаться, что при чётном количестве боковых судей был бы полный баланс в разногласиях, а это – ничья. И если бы отсутствовало давление спортивного авторитета соперника, то вероятность присуждения победы Микдару была бы очень велика.
С 1976 по 1981 год Микдар был студентом факультета физвоспитания Дагестанского педагогического института. В то время его спортивным наставником стал один из первых мастеров спорта дагестанского бокса Мурад Гаджиевич Гамзаев. Кстати, у него же в свое время тренировался и первый тренер Микдара, Шамиль Казимович Магомедов.
С 1981 по 1982 год Микдар Аркаллаев находился в рядах Вооруженных сил СССР. Армейскую службу проходил в спортивной роте в Краснодаре. В этот период он выиграл Кубок ВЦСПС. В 1982 году у Аркаллаева бронзовая медаль на Спартакиаде народов РСФСР и участие в Спартакиаде народов СССР.
После демобилизации Микдар перешёл на тренерскую работу. Вроде возраст соответствует расцвету боксёрских сил и честолюбивых планов, но для материальной самостоятельности требовался денежный достаток по более скромной спортивной стипендии — не баловали в то время продвинутых боксёров высокими гонорарами, и такого явления, как спонсорство, при советской власти не было вообще.
В тренерской деятельности Аркаллаев не суетился, как это делают многие тренеры нашего времени в стремлении поскорее выбиться в верхние эшелоны спортивных дельцов, а спокойно, со знанием дела выполнял свою работу. Тренировки строил только на успешно зарекомендованном личном опыте и в общей практике бокса программах. Не стремился поразить воображение окружающих изобилием разнообразных новоявленных упражнений, повышающих уровень общей и специальной физической подготовок.
Перечислять успехи всех его воспитанников будет утомительно. Один из его учеников, Магомед Магомедов, был чемпионом СНГ 1995 года, призёром чемпионата РФ среди юниоров и победителем ряда международных турниров. Уже лет 15 Микдар Аркаллаев успешно ведёт тренерскую деятельность и является старшим тренером юношеской сборной по боксу Республики Дагестан.
Сын Микдара, Гаджи, победитель первенства России среди старших юношей и участник юношеского первенства мира 2006 года в Стамбуле, полуфиналист кубка Российской Федерации и серебряный медалист личного первенства РФ среди юниоров, победитель международного юниорского турнира в Индонезии, мастер спорта России.
В заключение приведу случай, характеризующий человеческие достоинства Микдара Аркаллаева. Проводились внутришкольные соревнования. Один из тренеров солидного возраста, будучи «подшофе», распаленный зрелищем жарких боёв на ринге, бурно выражал свои эмоции, когда боксировал его воспитанник. На замечание, сделанное ему Аркаллаевым, руководившим проведением соревнований, стал огрызаться. Бывают случаи, когда словесная перебранка переходит в физическую разборку, и на этот раз назревал именно такой исход, в котором все преимущества над успевшим одряхлеть виновником скандала были на стороне более молодого, находящегося в расцвете сил Микдара. Но он не стал урезонивать оппонента физически ввиду своей благовоспитанности, не стал публично срамить разбушевавшегося тренера, хотя присутствующие даже не осудили бы его за это – правда была на стороне Микдара. Надо признать, что в нашем обществе немало лиц, испытывающих удовлетворение в публичном унижении тех, кто вызывает у них недовольство. Такие поступки характерны для людей мелкой души. Но не таков Микдар. Уже за пределами спортзала, в фойе, он тактично и убедительно пристыдил своего коллегу за недостойное поведение, неподобающее его возрасту. И не раз, испытав впоследствии несправедливое и хамское отношение к себе, виновник того инцидента всегда с благодарностью вспоминает великодушие Микдара.