Нам интересен Кавказ

Организаторами мероприятия выступили Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН и Министерство культуры Республики Дагестан.
Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа регулярно проводятся уже более 30 лет. Конференция носит имя выдающегося ученого, лауреата Ленинской премии, профессора, доктора исторических наук Евгения Игнатьевича Крупнова, заслуженного деятеля науки Чечено-Ингушской и Кабардино-Балкарской АССР. Его вклад в науку связан с разработкой проблем и масштабными обобщениями в области археологии эпох медно-бронзового и раннего железного веков Северного Кавказа.
Председатель Оргкомитета, член-корреспондент РАН Хизри Амирханов открыл конференцию краткой вступительной речью:
– На самом Кавказе с многоцветьем его культур Дагестан занимает свое особое место. Ведь в мире очень мало территорий, где ход исторического процесса в одной точке земли можно было бы наблюдать на протяжении более полутора миллионов лет. Культура края интересна и с точки зрения его исключительного разнообразия. История распорядилась так, что здесь ярче, чем где-либо, воплотился принцип «единство в многообразии». Не зря поэт писал, что пчелы, вылетая из своих ульев в Европе, собирают нектар в Азии, а реки, берущие начало в Азии, несут свои бурные воды в Европу. Я надеюсь, что непосредственное знакомство участников конференции с нашим горным краем, его людьми, культурой и ландшафтами обогатит участников конференции и оставит у них приятные, памятные впечатления, — отметил Х. Амирханов.
Он отметил также, что на конференцию приехало свыше 100 специалистов, усилиями которых на археологических источниках осуществляется изучение древней и средневековой истории и культуры одного из интереснейших регионов мира.
Особую благодарность Хизри Амирханов выразил участникам, которые приехали из Германии, Италии, Словении: «Понимаю, что, провожая вас в Дагестан, многие удивлялись вашей смелости, полагая, что вы подвергаете себя риску. Думаю, вы убедитесь, что эти опасения чрезмерны и безосновательны. Впрочем, не сомневаюсь, что ваше желание приехать не остановили бы и реальные опасности, если бы даже они существовали. Ведь, как у нас говорят, друзья приедут и в ненастье, и по бездорожью, а по гладкому шоссе и при ясной погоде забрести может кто угодно».
Также на конференции с приветственной речью выступили доктор исторических наук, профессор Чеченского государственного университета Муса Багаев и профессор Института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН г. Минеральные Воды Владимир Кузнецов.
После пленарного заседания участники конференции разбились по секциям: археология каменного века и бронзового века, археология раннего железного века и сарматского периода, археология средневековья.
О важности этого мероприятия можно судить как по международному уровню конференции, так и по отзывам его участников, для которых Крупновские чтения являются открытой площадкой для живого общения и обмена информацией.
Доктор исторических наук, руководитель сектора археологии Кавказа Института археологии РАН (Москва) Сергей Кореневский: – Крупновские чтения проводятся уже много лет подряд. Со временем чтения вышли за рамки региональных и приобрели международное значение. Состав участников высокопрофессионален, в основном это научные сотрудники, студенты. Конференция ориентирована на решение серьезных научных вопросов, поэтому результаты ее работ и важны для всего Кавказа.
Кавказская археология – дисциплина крайне интересная и важная: богатое культурное наследие народов привлекает внимание общемировой общественности. Совсем недавно прозвучало великолепное открытие Хизри Амирханова о древнейших следах человека на Кавказе. Нас интересует становление культуры народов Кавказа, контакт этих народов с глубокой древностью, прогрессивные процессы и события и, конечно, Кавказ не как изолированная единица, а в системе его связи с Восточной Европой и Передней Азией, оказавших влияние на этот регион. Поэтому кавказская археология не проста, она требует знаний не только локального материала, но и наличие широкого кругозора, охватывающего европейские древности и древности Переднего Востока. Настоящая конференция показала возрастающий интерес как к Крупновским чтениям, так и к кавказской истории и проблематике, потому что впервые, помимо российских коллег, здесь так широко представлен корпус зарубежных коллег из Италии, Германии, Словении, Азербайджана.
Мой доклад посвящен становлению курганного обряда. Курган не просто археологический памятник, это явление культуры многих народов, свидетельство древнейших эпох. Цель работы – выявить древнейший пласт курганного строительства: когда они появились, с чем это было связано. По времени возникновения строительство курганов относится к
V тысячелетию до нашей эры. На Кавказе курганное строительство отмечено яркими чертами: в IV тысячелетии здесь возводились феноменальные курганы высотой до 10 метров. Курган – это погребальный холм, и в какой-то период времен по строительству курганов определяли статус человека, занимаемый им в обществе. Через некоторое время в силу ряда причин, в том числе и религиозно обусловленных, курганное строительство сошло на нет. Последние курганы мы обнаруживаем в предисламскую христианскую эпоху на юге Восточной Европы и в Предкавказье. Ислам не предполагает курганное строительство, как и христианство. Но до него наши народы, предки современных этносов, придерживались этого обряда.
Доктор наук, сотрудник Германского археологического института, археолог-кавказовед, специалист по археологии бронзового века и раннего железного века Сабина Рейнхольд: – Крупновские чтения очень важны, потому что дают возможность встретиться и пообщаться археологам, занятым исследованиями на Кавказе. В ходе чтений происходит большой обмен информацией: мы узнаем о научных работах, написанных за последние год-два, о новейших открытиях. Кавказские археологи имеют доступ к информации непосредственно на местах, а зарубежным ученым важно время от времени бывать здесь на подобных мероприятиях, чтобы повидаться с коллегами, поделиться информацией, новыми подходами к работе, результатами проведенных исследований.
Я занимаюсь темой эпохи позднего бронзового века и раннего железного века, по этой теме защитила диссертацию. В первый раз я как участник археологической экспедиции побывала на Кавказе в 1991 году в Грузии. Это были первые западно-германские экспедиции на территории Грузии после 1923 года. Кавказ заинтересовал меня. Вернувшись сюда, я занялась раскопками на северном склоне совместно с коллегами из Ставрополя и Москвы. В результате удалось обнаружить ранее нам не известную культуру эпохи поздней бронзы, к тому же и плохо изученную и интересную тем, что ее памятники находились не на равнине, а в горах. Сейчас нами обнаружено около 260 новых памятников эпохи поздней бронзы высоко в горах неподалеку от Кисловодска.
Сегодня эта тема интересует меня больше, чем эпоха железа. При раскопках поселений в Кисловодске нами применялись новые методики. Коллеги из Ставрополя проводили разведки с помощью дистанционного метода. Это аэрофотоснимки и археологические геоинформатики. Благодаря аэрофотоснимкам можно было увидеть не только дом, но и примерно определить его площадь. В ходе проекта мы сотрудничали со специалистом по почвоведению Александром Борисовым, и он определил, в каких постройках проживали люди, а в каких содержался скот. Таким образом, мы могли рассчитать, сколько людей жило в доме, и в каком количестве держали скот. Сегодня могу сказать, что в Кисловодске во второй половине II тысячелетия плотность населения была такой же, как в конце XIX века.
На чтениях я представлю доклад о ландшафтных геологических исследованиях, о том, какая экономическая система была в период эпохи поздней бронзы у населения, жившего к югу от Кисловодска.
Заместитель заведующего отделом археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) Юрий Пиотровский сказал: — При изучении археологии Северного Кавказа перед музейщиками стоят свои задачи. В столичных музеях хранятся материалы, в основном это находки, сделанные в прошлом. Нам важно сравнивать находки прежних лет с современными, анализировать результаты, применяя новейшие методики. Случается, что найденное когда-то давно, сегодня при раскопках не обнаруживают или наоборот.
На Северном Кавказе работают археологические центры, дагестанский – один из самых важных. Правда, не все центры работают одинаково плодотворно. Причина, как правило, в том, что старшее поколение уходит, а молодежь или не вступила в свои права или неохотно идет в науку. Это серьезная проблема. Дагестанский один из тех центров, которые в свое время грамотно выстроили политику по воспитанию местных научных кадров.
На начальном этапе Крупновские чтения были чем-то наподобие школы. Это был коллектив аспирантов, которые хотели помнить имя Евгения Игнатьевича Крупнова, но с каждым годом состав участников стал укрупняться. Сегодня уже в этом зале сидят ученики учеников Евгения Игнатьевича и немногие из тех, кто с ним работал. Это в своем роде школа для молодежи, потому что здесь все участвуют на равных правах: и старшее и младшее поколение. Ученый потенциал Северного Кавказа достаточно высок, и чтения ценны тем, что они становятся местом встреч научной общественности. Ведь как бы мы сегодня ни хвалили современные коммуникации, нет ни одной, которая могла бы быть эффективнее живого общения и встречи.
С точки зрения интереса к археологии Северного Кавказа в наши дни повышается интерес к изучению роли палеолита, и ученые находят все больше свидетельств о пребывании древнего человека на Северном Кавказе.
Археологические открытия происходят все время. Широкой публике они могут казаться неинтересными, потому что, как правило, людям важно узнать о находке ценных металлов. Когда они видят палеолитические находки, удивляются, в чем их ценность. Открытия происходят каждый год и в каждом регионе Кавказа. И эти открытия достойны внимания всей России, потому что Кавказ является мостом, соединяющим разные культуры, и сегодня эта тема привлекает иностранных исследователей. Важно, что мы работаем совместно с иностранными коллегами, не потому что мы в чем-то от них отстаем. Гуманитарию нельзя замыкаться на одной точке приложения усилий, надо расширять кругозор. Для этого надо общаться с людьми, поэтому контакты так важны. В этом случае мы сможем хотя бы приблизиться к истине, потому что во многих случаях достичь ее невозможно. Сегодня лучше всего работать коллективно, тогда мы можем выработать коллективное мнение.
Кроме всего прочего, по-настоящему проблемой является иногда и поисковая задача. Мы не знаем некоторых типов памятников их хронологических периодов. Сложно работать в поле в силу разных обстоятельств и, удивительно, что некоторые экспедиции продолжают работать на расширение археологической базы. С этой позиции такие конференции очень полезны. Еще очень важный момент– это охрана памятников. В этой части наше законодательство несовершенно, поэтому в каждом регионе эти проблемы решаются по-своему: где-то лучше, где-то хуже, но с размахом ограблений сегодня очень сложно бороться.
Следующим этапом работы может стать организация совместных выставок. Прежде Эрмитаж проводил подобные мероприятия. Это может стать и демонстрацией того, как на местах развивается археология, и пропагандой прекрасных памятников. Земля хранит пласты истории. Необязательно сегодня же вскрыть их. Ведь, с одной стороны, на это уходят большие средства, с другой – мы не всегда в состоянии музеефицировать такие вещи. Можно раскопать часть, часть оставить, предполагая, что потом или через какое-то время следующие поколения исследователей еще раз к этому вернутся. Это важные стратегические моменты. Причем мы делимся опытом не только полевых, но и кабинетных работ, имеется в виду компьютерная обработка информации. Конечно, в археологии многое зависит от людей-энтузиастов, которые в состоянии собрать команду. И хотя каждый хочет работать самостоятельно, сейчас становится ясно, что без настоящей команды работать невозможно. Идеи витают в воздухе, и в слаженном коллективе их можно успешно претворить.
Председатель Дагестанского научного центра РАН, директор Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, член-корреспондент РАН Хизри Амирханов: – Это значимое мероприятие международного масштаба. География участников обширная: здесь представлены все российские центры, где развита археология, северокавказские республики, участники из зарубежья. Тематика работ конференции так же обширна, как и количество ее участников. Она охватывает самые ранние этапы появления человеческой культуры на Кавказе до средневековья. Археология здесь выступает тем инструментом, той наукой, которая восстанавливает историю многочисленных народов Кавказа на протяжении почти полутора миллионов лет. На конференции представлены доклады, которые посвящены открытиям последних лет и обобщения по этим открытиям. И уже, судя по первым докладам, у исследователей есть значительные успехи по археологии Северного Кавказа, в том числе и по Дагестану.
Естественно, что, изучая Северный Кавказ, мы делаем это не изолированно от других регионов, он изучается в контексте всей истории культуры Евразии.
Широкая география участников означает, что сами источники, наши возможности, состав археологических памятников на этой территории интересны. И потому привлекают к себе внимание исследователей самых различных регионов.
Кадровый научный потенциал у нас высокий. Но если сравнить те запросы, которые могут возникать в дагестанской археологии, и кадровый состав, занятый археологическими исследованиями в Дагестане, напрашивается вывод, что они несопоставимы. Сейчас дагестанской археологией занимается по сути 5-6 человек. Но мы привлекаем людей со стороны, которые работают под нашим руководством, по разработанным нами программам.
Самое главное, что на нашей территории и в количественном, и в качественном отношении концентрация памятников такая, как нигде вообще в мире. И это потому, что наша территория, собственно ее равнинная часть, отмечена культурами многих эпох и народов. Мы, исследуя археологию Дагестана, на деле изучаем не только археологию дагестанских народов, но и общекультурное наследие народов Евразии. Вот чем интересен Дагестан.
Мы очень благодарны Министерству культуры РД за помощь в организации конференции. Перед нами стояли важные организационные вопросы: помимо собственно научной программы, необходимо и культурную часть организовать, чтобы у людей остались хорошие впечатления о республике. То есть это не замкнутое мероприятие отдельного научного сообщества, а событие общекультурного значения.
Дагестан – хорошее место для проведения конференций. Мы знакомы с определенной частью исследователей из числа присутствующих здесь. Но, учтите, археология – большая наука, и каждый специализируется в своей области. Поэтому конференция выступает площадкой для налаживания контактов, обсуждений, расширения кругозора и выработки новых идей, которые потом будут оформлены в новых статьях и книгах, публикациях по темам исследований.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам