Омар МУРТАЗАЛИЕВ: «В Дагестане нет условий для сепаратизма»

– Омар Муртазалиевич, Ваше имя хорошо известно жителям республики и не только им. Вы редактируете многотомное издание «Книга Памяти» об участниках Великой Отечественной войны, являетесь руководителем – наставником ТОКСа – телевизионного отряда краеведов-следопытов, которые восстанавливают имена и устанавливают места захоронений «безвестных» защитников Родины, занимаетесь решением проблем воинов-«афганцев». Расскажите об этой патриотической направленности Вашей деятельности, ведь в наше «рыночное время» трудно встретить человека, который бы бескорыстно занимался подобного рода «недоходной» работой.
– Насчет «недоходности» такой работы Вы правы. Порядочный человек не должен заниматься лишь тем, что дает дивиденды. Общество, в котором все занимаются только извлечением доходов, а для нравственно-патриотической деятельности не находится места, обречено на духовную деградацию вплоть до полного разложения.
Когда я возглавлял Комитет по делам ветеранов при Правительстве Республики Дагестан, под его эгидой начался выпуск многотомного издания «Книга Памяти» о погибших на фронтах Великой Отечественной войны дагестанцах. Комитет по делам ветеранов в результате чиновничьих пертурбаций упразднили, но я и мои помощники продолжили начатую работу, в том числе и по линии ТОКС, на общественных началах. В процессе всей этой работы выяснилось, что более 180 тысяч дагестанцев были фронтовиками. Многие ушли на фронт добровольцами, 60 человек стали Героями Советского Союза. Мы рассчитываем передать каждой семье погибшего и пропавшего без вести на фронте по экземпляру «Книги Памяти».
Когда эта работа подходила к завершению, встали вопросы о вернувшихся с фронта, а также о воинах-«афганцах». Действительно, не опубликовать их имена было бы несправедливо. Поэтому, проделав огромную работу, мы начали выпускать книжную серию под названием «Солдаты Отечества». Выяснилось, что более 4000 дагестанцев воевали в Афганистане,
141 из них погиб, из трех кавказцев Героев Советского Союза двое оказались дагестанцами.
Говоря об «афганцах», хочу затронуть их проблемы и обратить внимание на следующее обстоятельство, которое считаю очень важным. 29 мая я провел заседание Координационного Совета ветеранских организаций участников и инвалидов афганских событий, семей погибших. Поводом послужил факт публикации в газете «Красная Звезда» (от 19 мая сего года) статьи Б. Павлова и С. Нурмагомедова под названием «Помощь ветеранам – бесплатная», которая вызывает определенное недоумение. В этой публикации речь идет о «развернутой научно-производственным объединением «Сияние» во главе с Г. Газиевым работе … по решению социальных проблем «афганцев» Дагестана». В конце данной статьи-интервью приводятся банковские реквизиты для сбора финансовых средств в пользу «афганцев». В специальном Обращении, принятом на этом заседании Координационного Совета, мы отмечаем, что «реабилитационный центр для «афганцев», о котором идет речь в указанной публикации, не имеет ничего общего с тем реабилитационным центром, создание которого нами предлагается… Кроме того, мы рекомендуем всем, кто намерен проявить внимание к ветеранам войн и семьям погибших, действовать в пределах своих возможностей и не пытаться собрать средства, прикрываясь именами «афганцев». Попутно хочу отметить, что Газиев в свое время публично пообещал «афганцам» три квартиры, но это обещание так и осталось обещанием.
Хочу привести ключевые цитаты из этого Обращения: «Органы государственной власти одобряют создание в республике многофункционального Реабилитационного центра. Вся подготовительная работа ведется при поддержке руководства республики и Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане… Решение о возведении жилого дома для ветеранов афганской войны принято Президентом Республики Дагестан в порядке рассмотрения нашего ходатайства. Средства на эти цели выделяются из бюджета республики, хотя решение жилищной проблемы ветеранов войн отнесено к полномочиям Российской Федерации». В этих условиях «параллельная деятельность» по сбору средств с целью решения проблем «афганцев» вне параметров деятельности Координационного Совета вызывает удивление и определенные вопросы.
– Товарищ генерал, в последние годы терроризм приобрел в Дагестане характер общественного бедствия. То же самое было в Афганистане, когда Вы проходили там службу в качестве советника правительства этой страны. Есть ли что-то общее между афганскими «моджахедами» и дагестанскими «лесными братьями» и в чем их существенное отличие друг от друга?
– Во-первых, Афганистан для нас был страной, где и история другая, и национальный менталитет другой и, собственно, мы были там, незваными пришельцами, хотя советские войска были введены туда по просьбе руководства этой страны. Афганские моджахеды считали, что они воевали против «власти узурпаторов» и пришедших им на помощь «шурави», совершивших агрессию в отношении их страны. При этом они активно использовали исламские религиозные лозунги и обосновывали свои действия шариатскими требованиями, «обязывающими мусульман защищать отечество». По большому счету, их можно понять, потому что воевали они в основном против чужой армии на своей территории. (Кстати, могу отметить, что знание ислама и понимание мусульманского менталитета помогли мне таким образом строить свою работу в Афганистане, что тысячи афганских моджахедов сложили оружие под мои личные гарантии. Где только возможно, я старался избегать применения оружия, и допускал его использование только тогда, когда иной выход из ситуации никак не предвиделся. За это меня даже «наградили» такими прозвищами, как «мусульманин» и «пацифист»).
Другое дело, «необъявленная террористическая война» в Дагестане, где органы власти сформированы демократическим путем согласно нормам действующего законодательства, в республику чужая армия не вторгалась, нет никаких проблем с исполнением верующими религиозных обязанностей, наоборот, власти всячески этому способствуют.
Что же касается религиозных лозунгов афганских моджахедов и дагестанских экстремистов, то они существенно отличаются ввиду названных мною обстоятельств. Кроме того, моджахеды в подавляющем большинстве были все же «идейными борцами», а среди дагестанских «лесных» можно найти кого угодно, а идейных сторонников виртуального «имарата Кавказ» среди них надо еще поискать.
– Занимаясь вплотную исламской проблематикой и, в частности, религиозным экстремизмом, осуществляемым под прикрытием мусульманского вероучения, я обнаружил, что имеются реальные основания для развенчания идейной платформы терроризма с позиций классического ислама. Когда выяснилось, что этой проблемой целенаправленно и профессионально никто не занимается, опубликовал несколько статей по теме и обращался в различные инстанции с конкретными предложениями, правда, с нулевым результатом. Хотелось бы знать Ваше мнение по данному вопросу.
– Мне тоже приходилось заниматься этим, я тоже обращался в высокие инстанции, но подход их представителей к проблеме оказался чисто формальным. Отмечу, что я много лет занимался вопросами, имеющими отношение к исламу, подолгу бывал в мусульманских странах, в свое время защитил диссертацию на исламскую тему и написал немало работ, относящихся к данной сфере.
Действительно, в исламе сосредоточен огромный потенциал, который при умелом подходе вполне может быть использован для подрыва идеологии экстремизма и терроризма. Исследованиями и разработками в этой сфере в нашей стране на профессиональном уровне практически не занимаются. Журналы «Ислам» и «Исламоведение», выходящие малыми тиражами и от случая к случаю, имеют иную направленность. В Европе и США функционируют добротные и хорошо финансируемые исламские центры, но они, разумеется, не занимаются псевдоисламским экстремизмом в России, а решают близкие к себе задачи.
Считаю, что этот вакуум в нашей стране должен быть заполнен и тогда можно будет целенаправленно разрушать так называемый «исламистский экстремизм» с помощью его же «оружия».
– Теперь позвольте задать Вам вопрос, как бы в продолжение сказанного. Вы прекрасно владеете исламским вероучением и знаете, что такое терроризм, с которым боролись на практике в стране и за рубежом. Можно ли совместить одно с другим? Возможно, здесь дело в большой политике, а «исламистскому экстремизму» и его продукту – терроризму отводится лишь роль прикрывающей ширмы. Как Вы считаете?
– Я считаю, что все дело в политике, в которой, как известно, все средства хороши, лишь бы они приводили к достижению поставленных целей. Знаменитый иезуитский принцип «цель оправдывает средства» здесь как раз к месту.
Достаточно внимательно изучить Коран, Сунну, другие исламские первоисточники, чтобы убедиться в том, что мусульманская религия вовсе не призывает к экстремизму и терроризму, а предписывает беречь жизнь любого живого существа. Убийство одного человека в исламе по греховности приравнивается к убийству всего человечества, а самоубийца считается «обитателем ада», о чем прямо сказано в мусульманских священных текстах. Здесь возникает очевидный вопрос: неужели террористы и в их числе самоубийцы совсем не знают мусульманскую религию и приносят себя и других в жертву, неизвестно ради чего и с какой целью? Так вот, дело не в незнании экстремистами мусульманского вероучения, а в его произвольном толковании и целенаправленном использовании. Ведь и в исламе, и в других религиях не было бы никаких сектантских течений, в том числе и экстремистских, если бы не имели место разночтения Священных Писаний.
Что касается ситуации в Дагестане и на Северном Кавказе, то тут просматривается стремление неких крупных игроков на международной арене вытеснить Россию из стратегического региона, где имеются огромные сырьевые и коммуникационные ресурсы. А бредовые идеи о создании здесь некоего «исламского халифата» могут быть восприняты всерьез только теми, у кого больное воображение. Могу однозначно и твердо сказать, что в Дагестане нет никаких условий для сепаратизма, наша республика не участвовала в «параде суверенитетов», не приняла предложение «принять столько суверенитета, сколько можно проглотить», последней из всех российских республик учредила пост президента, а когда в 1999 году крупные силы террористов вторглись со стороны Чечни, дагестанский народ встал на защиту целостности республики и России. Уверен, что планы неких зарубежных стратегов расшатать нашу страну с юга никому и никогда не удастся реализовать.
– Выражаю свое согласие с Вами, однако, тут возникает еще один вопрос. Допустим, что антироссийские закулисные игроки убедились, что вырвать северокавказские республики из состава нашей страны посредством нагнетания сепаратизма не удается. А что если попытаться вытолкнуть их из России, инспирировав в центре федеративного государства антикавказские настроения с использованием для этого заказных материалов черного пиара, представляющих национальные республики и выходцев из них исключительно в негативном свете? Не потому ли некоторым российским «независимым» СМИ выделяются щедрые зарубежные гранты, которые надо отработать? Известно же, что, кто платит, тот и заказывает музыку.
– Если это так, то нельзя исключить, что мы имеем дело с настоящей идеологической диверсией против России, которая, как ни странно, находит некую «поддержку» и внутри страны. Диву даешься, когда политик или чиновник федерального масштаба в своих высказываниях опускается до уровня примитивного шовинизма. В качестве примера можно привести небезызвестного Жириновского (Эйдельштейна), ксенофобские высказывания которого стали «притчей во языцех». Ведь не секрет, что шовинизм и национализм – это две стороны одной медали и представляют одинаковую опасность для единства многонационального поликонфессионального государства. И шовинисты, и националисты, а также находящиеся под их мнимым или действительным влиянием политики, какими бы «благими намерениями» они ни прикрывались, осознанно или неосознанно способствуют подрыву государственной безопасности нашей страны. В советское время, когда я занимался этой проблемой, подобного рода проявления пресекались на корню, невзирая на лица и их национальность. Я не ностальгирую по прежним временам и не призываю возвращаться в утраченное прошлое. Но эффективно бороться с подобного рода опасностями просто необходимо. Шовинизм, национализм, экстремизм, терроризм всегда взаимосвязаны и подпитывают друг друга. Следовательно, и борьба против них должна быть комплексной и наступательной. Это требование нашего тревожного времени. Выражаю уверенность, что сегодняшние угрозы рано или поздно уйдут в прошлое, и граждане России, независимо от национальности и вероисповедания, будут жить в безопасности в процветающей стране.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...
spot_imgspot_img

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...

Махачкалинца ждёт суд за оставление в опасности, повлекшее смерть человека

Прокуратура Ленинского района Махачкалы направила в суд уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в оставлении в опасности, повлекшем...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам