Зато самодеятельные артисты из фольклорного ансамбля «Ямпадрацис» из маленького старинного латвийского городка Лимбажи с двадцатипятилетней историей взвивались ввысь не хуже любого горца, исполняющего свой национальный танец.
– Название ансамбля на русский язык точно перевести невозможно, – улыбаются его участники, – но, в общем, это означает что-то вроде каруселей или балагана. Этнографические пляски из золотого фонда аутентичных танцев латышей вместе с остальными зарубежными гостями украсили и гала-концерт V Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы», состоявшийся 9 июня.
– Такое общение невозможно компенсировать иными социальными акциями, встречами, совещаниями, – предварила заключительный концерт фестиваля Государственный секретарь РД Такибат Махмудова. – Народное искусство, художественные традиции, фольклор, обрядовая культура каждого народа – потенциал невосполнимой ценности, основа этнического самоуважения и достоинства. Сегодня это признается всей мировой цивилизацией как неоспоримый факт. Поэтому наш с вами долг как носителей этнокультуры – хранить ее и передать будущим поколениям.
Будущие поколения были широко представлены в зрительном зале и не скрывали своего интереса к этнографическому искусству других стран и родного Дагестана.
Традиционное хореографическое и вокальное искусство народов республики в этот день представили коллективы из Буйнакского, Левашинского, Гергебильского, Тарумовского, Акушинского, Тляратинского, Кулинского, Кизлярского, Хунзахского районов, городов Махачкалы и Хасавюрта. Сильные голоса Джамили Гамзатовой, открывшей музыкальное событие, и Тагира Курачева, завершившего большой концерт, исполнили торжественные произведения, воспевающие родной край. Музыкальным поклоном Дагестану были и песни в исполнении Шагалай Магомедовой, Татьяны Мишиной, солистов других ансамблей. Для ашугов из Азербайджана и Ирана это выступление было не последним. 10 июня им предстояло поучаствовать в фестивале ашугского искусства в Дербенте, проходившем в рамках «Горцев».
Как мелодии струн, перекликаются названия двух вершин гор – Эльбруса на Северном Кавказе и Эльбурса в Иране. А с азербайджанцами у дагестанцев вообще общая гора Базардюзю, достигающая четырех с половиной тысяч метров над уровнем моря. В Словакии и Таиланде самые высокие точки вдвое ниже, но горный ветер с Высоких Татр и Интханона воспитал в них высокий дух. По энергичности танцоров и многообразию хореографических композиций участникам фестиваля трудно было сравниться с ансамблями «Окован» и «Петчабун». Названный в честь центральной провинции Таиланда тайский коллектив народного танца «Петчабун» был создан в 1992 году профессором Сомпорном Пангпипатом, который сопровождал коллектив в поездке в Махачкалу. Петчабунцы возили свои уникальные танцы на международные фестивали в Польшу, Турцию, США, Болгарию и Украину. Сидевший в зале рядом с тайским профессором французский ученый представлял на сцене Русского драматического театра своих соотечественников. И такое соседство очень реально для фестиваля, проходившего в Махачкале под эгидой ЮНЕСКО.