Но если оттолкнуться от общефедеральных макроэкономических моментов и перейти к тому, что на сегодняшний день происходит в нашей республике по части поддержки развития малого предпринимательства, то самым свежим посылом республиканской власти в этом направлении можно считать Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию РД. А если уже совсем сузить рамки и перейти непосредственно к Махачкале, то я бы обратила внимание на Собрание городского актива, которое прошло на этой неделе в Администрации города Махачкалы и было посвящено обсуждению Послания Президента РД. Комментируя Послание, Глава города Саид Амиров отметил, что в президентском Послании большое внимание уделено развитию муниципалитетов, и в связи с этим, как отметил мэр Махачкалы, столица должна играть определяющую роль в развитии экономики и наращивании налогового потенциала республики, и что в соответствии с задачами Послания в городе будут создаваться механизмы поощрения развития предпринимательства и внедрения инноваций, которые позволят использовать конкурентные преимущества Махачкалы.
Есть, конечно, скептики, которые говорят, что предпринимательство в Махачкале – это сплошные гастрономы, бутики модной одежды, рестораны и кафе. Но! На открытии прошедшей в этом году выставки «Деловой Дагестан–2012» 1-й заместитель Главы Администрации города Махачкалы Баганд Магомедов в своем выступлении от лица всех горожан отметил, что мы гордимся тем, что у нас в городе очень много хороших и деловых предпринимателей, которые украшают наш город, строя красивые офисы, рестораны и другие объекты. А фасады и оформление махачкалинских кафе и ресторанов, как отметил Баганд Халадаевич, самые красивые.
И я задалась вопросом: неужели малый бизнес, связанный с ресторанами и кафе, – это так уж банально?! Тем более что я как-то слышала мнение, что предприниматель – это самая творческая профессия, и полностью с этим согласна, потому что предпринимательство – это идея, которую человек (предприниматель) воплощает в жизнь. И как тут без творчества? Правильно! Никак! И я решила найти это самое творчество в какой-нибудь из предпринимательских идей, воплощенных в Махачкале.
Найти, что называется, объект для исследования не составило труда. Так как я не только журналист, но еще и молодежь, интернет-зависимая и общающаяся по большей части посредством различных «одноклассников» и «твиттеров», то в последнее время часто приходится читать в своей ленте сообщения от знакомых и однокурсников: «Сижу в «З&М». Жду того-то», «Ем в «З&М» на Ленина блинчики», «Я в «Лондоне». Кто ко мне?» и т.д. «Это сейчас модно» – подумала я, взяла с собой подругу, и мы пошли на выходных в «London». Если не начинать свой рассказ о походе в это заведение с нашего обоюдного изумления, что буквально перед входом разбит сквер со столиками, вокруг которых рассажены кустарники, цветы и даже сосны! «Без творчества и ландшафтного дизайна тут не обошлось», – подумала я, а подруга заметила: «Так красиво они тут сделали!» Но изумление продолжилось и дальше: полюбовавшись красотами цветника и попеременно комментируя друг другу то, что видим, мы пошли к двери. На входе нас встречал молодой человек (сотрудник заведения), который почтительно нас поприветствовал, проводил к столику, представился и добавил, что сегодня обслуживать нас будет он. Нет, мы, конечно, удивлялись не как люди, впервые попавшие в респектабельное заведение общепита, а как люди, не привыкшие к разным соснам да цветникам вокруг зданий махачкалинских кафе и уж тем более к такому подчеркнуто вежливому, я бы даже сказала, галантному общению со стороны их сотрудников. Сели мы за столик у окна, из которого открывался прекрасный вид на прилегающий к кафе сквер. То, что мы с подругой заказали из меню, думаю, оглашать я не буду, пусть это останется для читателя тайной. Пока ждали заказ, естественно, осмотрелись по сторонам. «Рояль, полки с книгами…тут, видимо, собираются интеллектуалы. Был бы на дворе
ХIХ век, тут бы собирался высший свет и вел светские беседы», – подумала я, как мечтательная особа, зачитывающаяся романами Джейн Остин и грезящая жизнью английской придворной дамы эпохи королевы Виктории. Подумав напоследок о том, как же плохо, что я родилась не тогда, а сейчас, меня, как типичного книгомана, потянуло к полке с книгами. Думаю, сколько и чего мы там поели, долго ли сидели и о чем говорили, для читателя не важно, поэтому пусть тоже останется тайной. Скажу только, что провожали нас точно так же, как и встречали, пожелав нам напоследок всего доброго и заходить еще. «Обязательно зайдем», – сказали мы, и это было правдой.
Так как для журналиста любая мелочь, даже разговор с соседкой – это повод заняться анализом, индукцией, гиперболизацией и прочими журналистскими, как любят говорить ненавистники журналистов как класса, «приемчиками», я задумалась: «Творчество я тут нашла, зелень, цветы, хорошие манеры тоже. А как же вещи более глобальные – социальная ответственность бизнеса, например?» Подумав, что, раз уж заниматься журналистикой, так до конца, мы решили проверить, не обмануло ли нас первое впечатление и пошли делать «ревизию» в других заведениях сети кофеен «З&М», к которой и относится так восхитивший нас «London». Проехали по всем адресам: угол Ирчи Казака – Ярагского, угол Дахадаева – Буйнакского, угол С. Стальского и проспекта Гамзатова. Во всех кофейнях мы столкнулись с тем же самым: благоустроенная территория, чистота, вежливые сотрудники, хорошая, ненавязчивая музыка вместо орущей попсы или включенных на всю мощь DVD-дисков с концертами дагестанских звезд, чем часто грешат наши кафе. Все очень комфортно, спокойно и уютно. Даже аккуратно сложенные пледы для желающих вечерами устраиваться за столиком на улице и в уютной обстановке безмятежно вести беседы.
Многие заведения Махачкалы благоустройство своей прилегающей территории заканчивают на мытье своих фасадов и смене плитки возле себя, чтобы она обязательно отличалась от плитки на остальной части тротуара – этим весь «лоск» и ограничивается. Но Махачкале нужны цветы и зелень. Для этого и программа «Махачкала – город нашей общей заботы» с подпрограммами «Махачкала – чистый город», «Махачкала – зеленый город». И именно для этого руководство города призывает благоустраивать свои прилегающие территории не только детсады, школы, вузы, больницы и другие госучреждения, как это обычно происходит, но и предпринимателей.
На облагороженные территории с цветами вокруг заведений сети «З&М» приятно смотреть, особенно на те, которые расположены на улице Ирчи Казака и проспекте Акушинского: наверно, самые неблагоустроенные и «не зеленые» из всех крупных улиц города.
Из «творческого» в заведениях этой сети я заметила еще что-то концептуальное и определенный социальный посыл: во-первых, в ее заведениях не продают алкоголя и сигарет, во-вторых, они работают по принципу московских заведений. В Москве уже давно рестораны и кафе перестали быть простыми точками общепита, постепенно превращаясь в своего рода клубы по интересам.
В заведениях «З&М» проводятся интеллектуальные ток-шоу, на одном из которых побывал даже известный журналист Максим Шевченко, развлекательные ток-шоу, музыкальные вечера, на которых музыканты играют на гитаре, саксофоне, общаются с публикой… На ток-шоу ведущие задают разные темы для обсуждения. Молодые люди высказывают свое мнение, спорят, рассуждают, говорят о проблемах молодежи и республики в целом. Очень важно предоставить молодежи площадку для того, чтобы она могла собираться, общаться, дискутировать, отстаивать в спорах свои убеждения, в конце концов, вместо того, чтобы доказывать их, уходя «в лес». Тут все открыто, и любой желающий может прийти послушать или подключиться к дискуссии. Среди посетителей и участников вечеров здесь далеко не только молодежь. Много приходят взрослых людей, людей с семьями, деловых людей. И если то, что делает в нашем городе сеть «З&М» – это тенденция, то, значит, эпоха затхлых, пропитанных табачным дымом кафе с нетрезвыми молодыми людьми, в любую минуту готовыми устроить пьяный дебош, со сплошными кабинами, в которых многие умудряются устраивать и дома терпимости, и место, где можно не преминуть испробовать, уединившись, наркотик, уходит в прошлое.
Наверно, все это и есть социальная ответственность бизнеса моего объекта исследования: трудоустроенная молодежь, благотворительность (денежные средства, вырученные от продажи кофе и кофейных изделий в прошедший в этом месяце День защиты детей, руководство сети перечислило в Дагестанский региональный благотворительный фонд имени Лейлы Керимовой, что будет иметь традиционный характер), чистота, благоустроенная территория, налоги в городскую казну, безалкогольный формат и различные проекты, которые идут в заведениях сети – все это шаг к более цивилизованному отдыху, образу жизни и мыслей, возможность жить, отдыхать красиво и открыто.