Одной из активных площадок диалога власти и общества выступают общественные советы муниципальных районов, городских округов и поселений.
Общественной палатой и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Дагестан» развернута активная работа по формированию общественных советов. В рамках Первой республиканской конференции некоммерческих объединений состоялся круглый стол, посвященный повышению эффективности работы общественных советов. Проведены зональные семинары глав муниципальных районов и городских округов, где одним из вопросов было формирование общественных советов.
Уже созданы более трехсот общественных советов муниципальных образований, и работа по их формированию продолжается. На встречах муниципальных активов с членами общественных советов первые просят более подробно информировать их об особенностях общественного контроля.
В соответствии с российским законодательством осуществляются: государственный, муниципальный и общественный контроль. К первому виду относятся: прокурорский надзор, административный контроль и надзор, финансовый контроль, контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, государственная регистрация уставов муниципальных образований и контроль за законностью муниципальных правовых актов.
К муниципальному контролю относятся: контроль представительного органа за деятельностью администрации, депутатский запрос и депутатское расследование, финансовый контроль, контроль избирательных комиссий. Наиболее известным также является контроль за размещением рекламы, земельный, лесной контроль и др.
Общественный контроль – это разновидность контроля, осуществляемого населением, политическими партиями, различными общественными объединениями, профсоюзами, органами территориального общественного самоуправления, трудовыми коллективами, средствами массовой информации, а также отдельными гражданами.
Все эти субъекты выступают от имени населения, граждан (общественности), а не от имени государства и органов местного самоуправления. Поэтому их контрольная деятельность, как правило, не обладает правовым властным статусом, а носит общественный характер.
Общественный контроль использует, прежде всего, меры общественного воздействия. Субъектом контроля в данном случае выступают граждане муниципального образования, составляющие обособленные группы с определенными общественными (местными или социальными) интересами. Среди таких групп могут быть группы, выступающие в интересах и от имени конкретной территории (например, группы жителей внутригородских единиц, органы территориального общественного самоуправления, члены жилищно-строительных кооперативов, садово-огороднические товарищества и проч.), объединения граждан в иных сферах некоммерческого сектора (например, общественные движения, политические, религиозные, образовательные организации).
Действующее законодательство предоставляет гражданам и общественным объединениям достаточно широкий круг форм для осуществления местного самоуправления и контроля за органами местного самоуправления, их должностными лицами. Среди этих форм:
— правотворческая инициатива граждан;
— публичные слушания;
— опрос граждан;
— собрания (конференции) граждан;
— письменные и устные обращения граждан в органы местного самоуправления;
— наказы избирателей;
— народное обсуждение проектов муниципальных правовых актов;
— отчеты депутатов перед избирателями;
— отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
— митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
— иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.
Наиболее действенной формой общественного контроля является обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, в том числе оспаривание нормативных актов, принятых органами местного самоуправления.
Общественные советы муниципальных образований обязаны информировать граждан о деятельности совета и принятых им рекомендациях и решениях, о результатах взаимодействия с органами муниципальных образований. Президент Республики Дагестан в Послании Народному Собранию РД сказал: «Многое будет зависеть от скоординированных усилий органов исполнительной власти, депутатского корпуса, гражданского общества, каждого из нас».