– Уважаемый муфтий, Ваши поздравления в праздничный день будут обращены и ко всему джамаату, и к конкретным людям. Кого чаще всего Вы посещаете в этот день?
– Конечно, в Ид аль-Фитр я стараюсь посетить родителей, своих старших родственников и тех людей, которые рады моему приходу. В этот благословенный день предписывается делиться праздничным настроением с близкими.
– Но таких людей, вероятно, много?.. И рядовые мусульмане, и известные в республике люди?
– Их количество я не могу определить числом, я стремлюсь причаститься к общей радости и приносить ее с собой. Назвать имена всех сейчас сложно. Среди политических деятелей, кого я навещаю в праздник разговения, отец нынешнего Президента, с которым, можно сказать, у нас близкие отношения. Я посещаю в этот благодатный день мэра города Махачкалы и уважаемых религиозных деятелей, алимов. Празднуя вместе завершение священного месяца в настоящем, мы задумываемся о нашем будущем.
– В семьсот раз возвеличиваются благие деяния, совершенные в месяц Рамазан. В этот месяц повышается благочестивость верующих, и растущая массовость соблюдения поста и празднования Уразы-байрам тому свидетельство?
– Отрадно замечать, как у людей увеличивается иман, мечети наполняются и прихожане прикладывают большие усилия служению Аллаху. Возникает необходимость в новых мечетях. Еще 15 лет тому назад в Махачкале было две-три мечети, сейчас их число перешло за 50. И во всех в них Ид аль-Фитр будет праздноваться широко. Праздничная коллективная молитва-намаз, совершаемая в мечети, продолжится торжеством в домах дагестанцев.
– Необходимость участия Всевышнего в судьбе каждого из людей все более ощутима у соотечественников. Намазы и зикры совершаются даже в недостроенных мечетях. Одна из таких перед заводом сепараторов с самого основания совмещает религиозную службу со строительством. Этаж за этажом храм возносится в небо. С шестого этажа открывается обзор на город и Джума-мечеть. Уважаемый Ахмад-хаджи, любопытно вот что: в девятнадцатом веке в Санкт-Петербурге не позволено было строить здания выше Зимнего Дворца. Имеются ли подобные ограничения в возведении исламских культовых сооружений?
– По необходимости строить другие мусульманские храмы выше Джума-мечети дозволяется. Хотя махачкалинская Джума-мечеть признана одной из крупнейших в России, и в последние годы построено много новых, у нас все-таки не хватает площадей для исполнения религиозных ритуалов и обрядов. В городе нет возможности расширять территорию или разворачивать строительство мечетей вширь, поэтому они вынуждены расти в высоту. Есть такая необходимость, и то, что намаз в недостроенных мечетях собирает джамаат, – тоже тому свидетельство. В храмах божьих люди духовно возвышаются.