Взрыв во дворе домовладения шейха совершила вошедшая под видом паломницы женщина, которая привела в действие закрепленное на ее теле взрывное устройство с поражающими элементами в виде металлических шариков мощностью 200 граммов в тротиловом эквиваленте.
Личность террористки установлена. Ею оказалась жительница Махачкалы Аминат Курбанова (в девичестве Сапрыкина).
А. Курбанова – вдова одного из дагестанских боевиков, убитого в ходе спецоперации. Считается, что она занималась вербовкой женщин для участия в бандподполье. Ее имя несколько раз упоминалось в связи с информацией о подготовке терактов с участием смертниц в различных регионах России.
По факту убийства исламского богослова возбуждено уголовное дело по четырем статьям: «незаконный оборот оружия», «незаконное изготовление оружия», «теракт», «умышленное уничтожение имущества». Приоритетной версией убийства духовного лидера следствие рассматривает его религиозную деятельность.
Убийство шейха рассматривается как месть ему за жесткую позицию по отношению к ваххабитам, неприязнь к которым он никогда не скрывал. Теракт напрямую связан с его профессиональной деятельностью. Хотя следствие должно выяснить настоящие мотивы. По одной из версий, преступление было направлено на то, чтобы сорвать наметившееся примирение между сторонниками различных течений ислама, за которое активно выступал сам Саид-Афанди. В настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Расследование уголовного дела продолжается.
Религиозный лидер принадлежал к умеренному суфийскому направлению в исламе. Он пользовался репутацией решительного противника радикальных течений в мусульманской религии, в частности, салафитства и ваххабизма. Шейх был известен не только своими открытыми высказываниями, осуждающими экстремистские течения, но и как один из идеологов, призывающих к взаимодействию государства и религиозных организаций.
Президент Дагестана М. Магомедов призвал правоохранительные органы найти организаторов теракта и уничтожить. «Шейх Саид-Афанди стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм, ваххабизм, другие радикальные течения во всех их проявлениях открыто и твердо», — сказал глава республики.
М. Магомедов не исключил, что в Дагестане появятся отряды самообороны, которые вместе с полицией будут обеспечивать безопасность в республике. «Мы не можем больше терпеть этот беспредел со стороны бандитов, террористов. Их жалкая кучка, а они портят жизнь миллионам дагестанцев», — добавил Президент.