«Честь и хвала Дагестану!» – воскликнул бы я, если бы еще это количество соответствовало качеству. Поэтому, когда я взял в руки очередную продукцию издательства «Лотос» – Книгу Памяти Левашинского района под выразительным названием из строк Алишера Навои: «Счастлив тот, чье будут помнить имя», написанную председателем Совета старейшин Левашинского района Идрисом Ярахмедовым, я по привычке собирался посочувствовать тем, о чьей памяти шла в книге речь. Однако, познакомившись ближе с содержанием, структурой и оформлением книги, мои сомнения сменились интересом, а в конце перешли в чувство благодарности автору, которому, на мой взгляд, должны быть глубоко признательны все левашинцы от мала до велика.
В первую очередь следует отметить скрупулезную исследовательско-поисковую работу, проведенную автором, не являющимся научным работником. По его словам, в это издание вошло более 700 человек, не представленных в Книге Памяти Дагестана, список которых приводится на стр. 254-273.
Во-вторых, обращают на себя внимание язык и стиль письма автора, весьма близкие к литературному: лаконичные, выразительные, образные. Для наглядности возьмем небольшой отрывок из обсуждаемой нами книги И. Ярахмедова: «Под утро 5 июля 1943 года советские войска нанесли мощный артиллерийский удар по позициям армии вермахта, которая ждала приказа своего командования о начале наступательных действий. С первых часов сражение приняло ожесточенный характер. Наши артиллеристы в упор уничтожали новейшие немецкие танки «Тигр» и «Пантера», самоходные артиллерийские установки «Фердинанд». С железной стойкостью отстаивали они каждый клочок земли.
Дым, гарь, копоть превращали день в ночь. На поле брани остались сотни сгоревших и разбитых вражеских танков, тысячи убитых фашистских солдат и офицеров.
Артиллерийский расчет Уцумиева внес немалый вклад в дело Победы над врагом под Курском. Заняв выгодную огневую позицию, расчет орудия прямой наводкой стал бить немецкие танки. Из произведенных 5 выстрелов 3 «Тигра» были уничтожены, остальные танки, шедшие на позицию наших воинов, откатились назад».
В-третьих, интересно тематико-архитектурное строение сборника. В кратком предисловии рассказано о двух Героях Советского Союза из Левашинского района: даргинце Зульпукаре Абдурахманове и русском Анатолии Хуторянском. (Уверен, не многие знают, что отец Героя Хуторянского – Николай Яковлевич работал бухгалтером Куппинского, а затем Хаджалмахинского консервных заводов, что сын его Анатолий добровольцем ушел в Красную Армию, хотя учителей с высшим образованием не брали в армию). После предисловия каждое отдельно представлены селения, из которых вышли славные сыны Родины – участники войны – солдаты и офицеры, а затем идут живописные очерки о людях подвига, больших патриотах. Вот один из них.
Геркулес из Левашей
Сержант Абдулвагаб Алиев был командиром отделения. Принимал активное участие в боевых операциях, проявлял при этом смелость, отвагу и находчивость. В сложных боевых условиях умело руководил действиями своего отделения.
Получив данные разведки о том, что недалеко от Кабула в кишлаке сосредоточено до трехсот мятежников, командование срочно перебросило подразделения в этот район. Удар наших и отделения Абдулвагаба был таким внезапным, что удалось их застать врасплох и разгромить. У наших тоже погибло четверо бойцов, одним из них был и Абдулвагаб Алиев…
Одна-единственная пуля уложила Геркулеса, она пробила каску и попала в голову, и его не смогли спасти.
Те, кто сопровождал гроб, говорили родным, что командир части старался не посылать Абдулвагаба на опасные участки: из-за его огромного роста он становился хорошей мишенью для «басмачей». Но он сам оказывался в пекле событий, ведь он был командиром отделения и не мог иначе… Они же рассказали еще об одном эпизоде, который свидетельствовал о молодецкой силе Абдулвагаба.
Однажды объявили боевую тревогу, но никак не могли открыть бокс, где находилось БМП, пропали ключи от «амбарных замков». Геркулес подошел, дернул одной рукой и вырвал замок «с мясом».
И в тот трагический день, 26 июля 1980 года, младший сержант А.А. Алиев личным примером поднимал отделение в атаку. Сбив заслон противника с высоты, бойцы заняли его.
Абдулвагаб был не только высокого (как и все в их роду) роста – около 2 метров, но и физически развитым парнем. Свободно работал на перекладине, поднимал тяжести, запросто вытягивал более ста килограммов штанги, кидал камни дальше своих сверстников, а в Махачкалинском гидромелиоративном техникуме со своим двоюродным братом Омаром занимался боксом. Короче говоря, он точно стал бы чемпионом не только Дагестана, но и Северного Кавказа по толканию ядра и камня, как его дяди Магомед Алибеков и Хабибула Гасанов. В последний путь его провожал и брат матери Абдурашид Омаров, прошедший Великую Отечественную войну, офицер, награжденный орденами Отечественной Войны II степени, Красной Звезды, пятью медалями и многими благодарственными грамотами от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.
У Абдулвагаба была большая любовь к родной земле, переданная дедом, председателем колхоза, красным партизаном. Его воспитали мой друг детства, учитель с большой буквы, более чем с 50-летним учительским стажем Ахмед Магомедович и мать Абидат, работавшая в родном колхозе и воспитавшая шестерых (четырех сыновей и двух дочерей) детей. Они все такие же патриоты Родины, как и Абдулвагаб Алиев.
Многое Абдулвагабу передал и старший брат отца – Магомедали Магомедович Магомедов. Видный государственный деятель, который от рядового учителя семилетней школы через созидательный труд поднялся к вершинам власти. Четверть века, самые тяжелые годы для страны и республики, он занимал высшие руководящие должности в системе государственного управления республикой, 15 лет из них был главой Дагестана, признанным региональным и национальным лидером, сумевшим объединить разные политические силы для работы во благо родного края. И ушел с поста по собственному заявлению, награжденный высшей наградой – орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Единственный дагестанец и первый региональный руководитель в России, удостоенный этой высокой награды навечно, он стал Почетным Председателем Государственного Совета Республики Дагестан.
Орден Красной Звезды, которым Абдулвагаб был награжден посмертно 23 января 1981 года, родные передали в школу, где он учился. Здесь сооружен специальный стенд и установлена мраморная стела на кладбище с портретом в честь памяти о Геркулесе из Левашей, а одна из центральных улиц райцентра носит имя Алиева Абдулвагаба Ахмедовича.
Не забыто в Книге Памяти и знаменитое Ая-Какинское антиденикинское сражение, которому «заклятый друг» советской власти Чемберлен дал такую оценку: «Свирепое восстание, разразившееся в горном Дагестане, поглощало большое количество войск, которые крайне необходимы для нанесения удара по Москве. Это было одним из самых разрушительных и мятежных движений, которое подорвало и дезорганизовало белый тыл».
В последней части книги даны несколько списков: живых участников и не вернувшихся с войны, награжденных за боевые и трудовые подвиги по защите страны и республики, офицеров – выходцев из Левашинского района.
У предлагаемой читателям Книги Памяти есть и другие достоинства, о которых мы планируем рассказать в следующий раз.
P.S. Услышав, что книга Идриса Ярахмедова «Счастлив тот, чье будут помнить имя» предложена на присвоение Госпремии Дагестана по публицистике, решил присоединиться к этому предложению.