В отличие от нефтянки и электроэнергетики газовая отрасль не была раздроблена на куски, а осталась единой. В 1990–е годы потребление газа в России резко сократилось. Упала и платежная дисциплина. Постепенно ситуация нормализовалась, и «Газпром» приступил к реализации масштабной программы по газификации российских регионов. С 2005 года по настоящее время уровень газификации в целом по стране увеличился благодаря «Газпрому» на 9% и достиг 63,2%. В 2005–2011 годах на реализацию программы было направлено более 146 млрд рублей, а в 2012 году – 33,8 млрд рублей. План на 2013 год – 33,4 млрд рублей.
Для «Газпрома» это в первую очередь социальный, а не бизнес–проект. Ведь газ поставляется населению по ценам, которые в 6–7 раз ниже, чем в Европе. В дальнейшем ситуация не изменится, так как цену «голубого топлива» для населения продолжит устанавливать государство.
Сейчас приоритетной задачей для «Газпрома» является газификация Восточной Сибири и Дальнего Востока, где её уровень гораздо ниже общероссийского. В 2011 году был введён в эксплуатацию магистральный газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Что касается Европейской части России, то «Газпром» предполагает осуществить «вторичную газификацию» в тех регионах, куда газ пришел 40–60 лет назад. Здесь планируется менять устаревшую инфраструктуру на суперсовременную. В частности, металлические трубы будут заменяться полимерными.
О работе Газпрома в нашем регионе изданию рассказал генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Дмитриев Евгений Анатольевич.
– Евгений Анатольевич, газ в доме – мечта многих жителей высокогорных аулов. Как продвигается программа газификации в нашей республике?
– За 7 лет работы по программе (2007-2012 гг.) ОАО «Газпром» вложил в газификацию Дагестана почти 6,4 млрд рублей! На завершение уже начатых объектов газификации и на проектно-изыскательские работы в текущем году – еще 0,5 млрд. Газификация Дагестана – задача не из легких: большая протяженность, сложный для строительства горный ландшафт, переходы через реки. Практически каждый проект – это новое решение. Например, 30 метров газопровода на с. Майданское Унцукульского района проложены прямо по отвесной скале над бурной рекой. Как результат этого подчас титанического труда – 31 объект, построенный в таких горных районах, как Цумадинский, Ботлихский, Ахтынский, Гергебильский. На очереди работа в Хунзахском, Гумбетовском, Казбековском, Кизлярском, Цумадинском, Ботлихском районах. Это значит, что нынешний 85% уровень газификации Дагестана скоро вырастет еще на несколько процентов.
– Скажите, а насколько реальна «газовая мечта» о стопроцентном оснащении голубым топливом всего Дагестана.
– Газификация любого региона страны – это комплексная программа, в которой задействованы все стороны: газовики, региональные, муниципальные власти. Каждый год верстается и подписывается на самом высоком уровне План-график синхронизации работ по программе газификации Дагестана. Там, где чиновники понимают всю значимость этого проекта, газ загорается в домах в момент сдачи объекта в эксплуатацию.
Но зачастую бывает иначе: достроенные газопроводы простаивают в ожидании подготовленных к приему голубого топлива абонентов. Вообще, подготовка абонентов к приему газа – целиком и полностью задача республиканских и местных властей. Где-то недостает финансирования из бюджета, где-то иначе расставлены приоритеты. Но мы стараемся найти выход из любой ситуации, активно взаимодействуем с Правительством Дагестана, со всеми уровнями власти в республике. Стопроцентная газификация – не такая уж заоблачная эта цифра. Где-то высоко в горах, возможно, целесообразнее решать вопрос с доставкой сжиженного газа. Кстати, именно в Дагестане «Газпром» совместно с руководством республики обсуждает и этот путь газоснабжения. Так или иначе, это все стороны одного процесса.
– А как же население? Пассивно ждет прихода голубого топлива или тоже задействовано?
– Нужно пояснить главное: ОАО «Газпром», как крупнейший в стране налогоплательщик, дающий 40% ВВП страны, реализующий множество социальных проектов, в своей деятельности опирается, в первую очередь, на платежи за газ. Если в регионе падают платежи, логично ожидать, что «газовые» инвестиции снизятся. Вот и о газификации я говорю, как о социальной программе, которая несет большой потенциал для развития экономики и социального благосостояния Дагестана. Наглядный пример – строительство в Кумторкалинском районе крупнейшего на Северном Кавказе завода по производству листового стекла. В качестве топлива на нем будет использован сетевой газ. С его открытием в районе появится около 500 новых рабочих мест.
Вот почему долг республики за газ – предмет нашей постоянной озабоченности. Если каждый потребитель газа – и абонент, и крупнейшее предприятие республики – вовремя и аккуратно платят за газ, у нас появляются возможности дальше развивать регион: реконструировать старые или строить новые газопроводы, повышать энергообеспеченность и энергоэффективность региона, развивать социальную сферу. Надеюсь, эти простые истины будут понятны каждому руководителю и жителю Дагестана.