Ганновер встретил нас небольшим снегом, однако нельзя сказать, что было очень холодно. Легкий морозец – скорее всего так будет правильным назвать почти нулевую погоду в столице Нижней Саксонии. Мы прибыли в Германию за день до матча, поэтому времени для прогулок у нас было хоть отбавляй.
По Ганноверу очень удобно ходить: от Главного вокзала по тротуарам города идет так называемая красная нить – указатель для туристов, маршрут, который охватывает в общей сложности 36 городских достопримечательностей. И первой среди них нужно назвать Новую ратушу. Здание постройки начала ХХ века, стоящее на берегу городского пруда, поражает своей гармоничностью. Внутри ратуши экспозиция из истории города, фотографии, а с купола ратуши, с высоты почти 100 м, можно полюбоваться панорамой Ганновера. Правда, к моменту нашего приезда на купол никого не пускали – скользко, можно упасть. Новая ратуша оказалась не совсем уж и новой. 20 июня она отметит свое столетие. Это пышное дворцеподобное строение, которое доминирует в центре города. В старой ратуше, как нам рассказали, располагаются коммерческие предприятия.
Городское искусственное озеро Машзее перед ратушей было создано на месте болота, которое было здесь вплоть до тридцатых годов XX века. На берегу озера возвышаются колонна и скульптура, напоминающие о той эпохе.
Недалеко от стильных торговых центров Галери Луизе и Креппке стоит здание городской оперы, построенное в середине XIX века, удивительно легкое и организующее собой всю Оперную площадь. Есть в Ганновере и Старый город. Он сильно уменьшился после Второй мировой войны, а когда взялись его восстанавливать, то решили восстанавливать только самые красивые здания, и не всегда на тех местах, на которых они стояли до войны. Получилось несколько очень обаятельных улочек с Рыночной церковью и Старой ратушей в середине. Руины церкви святого Эгидия являются словно напоминанием, что каких-то 60 лет назад здесь шла война, и город был сильно разрушен. По мнению историков, город был почти стерт с лица земли, и его полное восстановление завершилось лишь в 60-е годы.
Ганновер по территории где-то вдвое меньше Махачкалы, но достопримечательностей у него хоть отбавляй. Невозможно не упомянуть и Ганноверский зоопарк, и роскошные парки Герренхойзер Гертен, в центре которых раньше стояла резиденция ганноверских королей.
Ганновер – крупнейший торговый центр Германии. В центре города на огромной территории располагаются множество магазинов и ресторанов. Кроме того, Ганновер славится своими пивоваренными традициями, и, как нам рассказали, первая пивоварня здесь была основана аж в 1526 году. Заходим в один из ресторанчиков при пивоварне. Подходит официантка, принесла меню на немецком языке. Видя, как мы бессмысленно листаем его, в надежде увидеть знакомые слова, она подошла еще раз и спросила: «Инглиш карт?», мол, может вам на английском языке принести меню. Мы киваем головой, ес, ес, именно по-английски мы и разговариваем. И когда она отходила, кто-то из нас со вздохом произнес вслух: «Лучше бы ты на русском языке принесла нам меню». Услышав это, официантка остановилась и ответила на русском языке, с ужасным прибалтийским, а если быть точнее, все-таки наверно, немецким акцентом: «А зачем же вам русское меню, когда я прекрасно говорю по-русски». Мы поинтересовались, как же ее зовут, и откуда она знает русский язык.
– Вряд ли вы сможете выговорить мое имя, – сморщила она лобик. – Во всяком случае, немцы с трудом его произносят.
– И как же вас зовут?
– Мадина.
– ?!
– А фамилия Расулова.
– !!
Выяснилось, что Мадина родом из одной бывшей советской азиатской республики, по национальности она татарка. Ее отчим – немец, именно он и вывез ее с мамой в Германию. Признаться, было очень приятно встретить в Ганновере эту девушку, которая на все наши просьбы отвечала: «В меню этого нет, но я сделаю. Мне не трудно».
Однако не будем забывать о цели нашего визита в Ганновер, и поэтому нам уже пора отправляться на стадион «AWD – arena», где вот-вот начнется матч между «Ганновером 96» и «Анжи».
Пока матч не начался, осматриваем стадион. «AWD – arena» вмещает почти 50 тысяч болельщиков. Состоит из двух ярусов. Почти все места закрыты крышей. Честно говоря, этот стадион понравился больше всех из тех, на которых «Анжи» пришлось играть в нынешнем розыгрыше Лиги Европы. Удивило качество газона. Вроде бы февраль на дворе, а трава выглядела сочно-зеленой.
За два часа до начала матча нереализованных билетов было огромное количество. У касс было пустынно. Лишь впечатляющие отряды стюардов (наверное, не меньше тысячи «штыков») напоминали о том, что впереди – футбольный поединок. Пустовал даже бар Nordkurve. Однако спустя
60 минут ситуация изменилась кардинально – Ганновер, наконец, отправился на футбол. Однако до отказа трибуны не заполнились. И это – мягко сказано. За «Ганновер» болели
25 тысяч человек. Для AWD-Arena (в прошлом – «Нидерзаксенштадион») – это смешная цифра. И дело не в том, что «Ганновер» проиграл первый матч. 1:3 на выезде – это вовсе не катастрофа. У фанатов «Ганновера» серьезнейший конфликт с руководством клуба.
Состав «Анжи» не удивил. Вновь, как и в московском матче, Гус Хиддинк отправил в бой «опорное» трио: Лассану Диарра, Одила Ахмедова и Жусилея. Вновь, как и в «Лужниках», в центре защиты действовали Жоао Карлос и Эвертон. Не было разве что Юрия Жиркова – из-за перебора желтых карточек он данную встречу пропустил. В итоге левый фланг обороны «бороздил» Андрей Ещенко, а правый – Арсений Логашов.
Накануне матча главный тренер «Ганновера» Мирко Сломка заявил, что для «хорошего психологического самочувствия» футболистам «96» необходим быстрый гол. И в дебюте матча «Анжи» пришлось непросто. «Ганновер» атаковал, в основном флангами – заброс следовал за забросом. Однажды было опасно – Дидье Я Конан бил с пяти метров, но, к счастью, промахнулся. Потом «Ганновер» сбавил темп. «Нужен гол», – завопил сектор «Анжи», а это как минимум, тысяча человек.
Фанаты «Ганновера», расположившиеся, что удивительно, в десяти метрах, ответили задорной песней. И немецкая команда соорудила опасный момент – Диуф не использовал отменную подачу Хусти. А затем «проснулся» Самюэль Это’О. Лихо разобравшись с соперником (усадив на «пятую точку»), мощно пробил в ближний угол – мяч пролетел в сантиметрах от штанги. Игра набирала обороты. В следующей атаке форвард «Ганновера» Мохаммед Абделлауйе классно «пальнул» с 20 метров. И снова мимо. Далее – еще интереснее. «Анжи», известный своей прагматичностью, решил посоревноваться с соперником в открытом футболе. Особенно выделялся Виллиан, организовавший в штрафной соперника зажигательную комбинацию. Что ж, не хватало «Анжи» фантазера в 2012-м. И вот он, похоже, появился.
«Ганновер» не сбавил – в концовке тайма он выглядел, пожалуй, предпочтительнее. Но не забил.
После перерыва игра изменилась. Сник «Ганновер» – оборонительные редуты «Анжи» были непроходимы. Махачкалинская команда завладела инициативой. Однажды «Ганновер» спас Рон-Роберт Цилер, парировавший удар Это’О в упор. Виллиан решил добить мяч в ворота элегантно – «парашютом». К сожалению, в цель не попал. Потом с неба повалил снег, более того – началась метель. И «Гановер» забил – Сержиу Пинту оказался один в штрафной и легко открыл счет в матче.
Пурга поднялась такая, что не помогал понять происходящее на поле даже оранжевый мяч. Хозяева большими силами понеслись вперед, будто подгоняемые снегом и ветром. «Ганновер» был близок к успеху, а когда Диарра сбил в штрафной Диуфа, но судья показал желтую карточку за симуляцию, Хиддинк наверняка облегченно вздохнул. Несмотря на восемь добавленных минут, махачкалинцы не только сдержали натиск «Ганновера», но и забили – Траоре использовал выход один на один на исходе восьмой добавленной минуты. «Анжи» вышел в следующий раунд Лиги Европы, где сыграет с «Ньюкаслом».
Гус Хиддинк на послематчевой пресс-конференции радовался, но сдержанно. «Рады, что сделали ещё один шаг вперёд в Лиге Европы, – подчеркнул голландец. – Концовка выдалась напряжённой. Я выпустил Траоре, чтобы сопернику было тяжелее атаковать. В первые
20 минут встречи мы могли забить, но и у «Ганновера» были хорошие моменты в первой половине. Конечно, они давили, доставляли нам проблемы, и я рад, что мы выдержали этот прессинг и прошли дальше».
– Вас устраивает, как действует Ахмедов в роли правого полузащитника?
– Он может действовать на этой позиции так же, как и в центре. Не скажу, что это была лучшая его игра, он способен на большее.
– Накануне вы сказали, что рано говорить о следующем сопернике. Теперь, наверное, можно уже поделиться мнением, тем более что выбирать предпочтительный вариант больше не нужно – предстоит сыграть с «Ньюкаслом».
– Кстати, только сейчас услышал, что это будет «Ньюкасл». Мне нравится эта команда: она молодая, амбициозная, у неё отличные болельщики, полный стадион на домашних матчах. Возможно, её не так хорошо знают на международной арене. Что ж, как раз игроки «Ньюкасла» сейчас могут набраться опыта еврокубковых матчей. Так что будет интересно.
– Три российские команды прошли в следующий раунд Лиги Европы. Вас обрадовала эта новость?
– Я рад, что российские клубы показали себя с лучшей стороны. Они прогрессируют, проходят всё дальше в еврокубках. «Зенит» и ЦСКА далеко проходили и в плей-офф Лиги чемпионов. Это хороший знак, меня радует то, как развивается российский футбол.
– В прошлом сезоне «Атлетико» прошёл «Ганновер» и выиграл Лигу Европы. Сейчас в Германии проводят параллели с «Анжи»…
– Было бы приятно помечтать о победе в Лиге Европы. Но много хороших команд в этом сезоне представлено в этом турнире. Мы набираемся опыта, в том числе опыта победного, и это сейчас для нас главная цель. А выиграть турнир – пока просто мечта.
Наставник «Ганновера» Мирко Сломка посетовал на итог первого матча, после которого его команда имела минимум шансов на продолжение борьбы в турнире. «Мы с первых минут пошли в атаку, имели достаточно моментов, – констатировал он. – Но противостояние состоит из двух матчей, и многое решилось в Москве. Мы и там не лучшим образом показали себя в реализации, пропустили чуть больше, чем реально заслуживали. И после этого нужно было побеждать дома 2:0, а это трудная задача, особенно против такой команды, как «Анжи». Если бы от нас требовалось выиграть с разницей в один мяч – ситуация была бы легче. Но всё же сегодня мы были близки к победе, атаковали весь матч. Увы, не проходим дальше».
– Что-то положительное из игр с «Анжи» «Ганновер» для себя вынес?
– Хорошо, что мы смогли преодолеть групповую стадию и сыграть со столь сильным соперником. Через такие матчи и мы прибавляем, растём. И, надеюсь, сможем побеждать и таких оппонентов. Жаль, конечно, что почти все немецкие команды вылетели из Лиги Европы.
– Вы сегодня бурно реагировали на некоторые судейские решения. Можете сказать о главных своих претензиях к арбитру?
– В том эпизоде в концовке Диуф опередил защитника, и в такой ситуации хватает и минимального касания, чтобы нападающий оказался на газоне. Мне кажется, в таких ситуациях должен назначаться пенальти. Ещё в судействе меня смутило, что к первому тайму арбитр не добавил ни минуты.