И этот смех был не менее опасен для врага, а может, и в чем то страшнее смертоносных пуль – ведь если мы высмеиваем врага, значит, перестаем его бояться, а если не боимся – значит, мы непобедимы! Прохаживаясь по Музею, где на стенах с плакатов корчится в комических гримасах враг человечества Гитлер, хотелось смеяться, настолько он был безобиден – не ужаснее мухи. И все его попытки завоевать мир казались бредовыми идеями сумасшедшего, возомнившего себя вершителем судеб человеческих.
Смех – всего лишь эмоция, но эта эмоция вселяла уверенность в ничтожности врага. Раздавив противника в подсознании, советский народ верил в победу, как в неизбежность! Гитлер представал в карикатурах в обличьях старьевщика, обвешанного тряпьем, мокрохвостого петуха, напыщенного болвана, пустослова, забрасывающего своих генералов орденами-пустышками – и все ради одной идеи – быть властелином мира ценою крови миллионов людей. Чего стоила эта никчемная идея перед той, которая правила умами советских граждан – отвоевать мирное небо у захватчиков, право на простое человеческое счастье. Топор сатиры отсекал от образа Гитлера все наносное, и перед людьми представало только жалкое подобие человека, окруженного подобострастными псами, жаждущими урвать косточку со стола хозяина.
Тяжелый труд художника… Изобразить так, чтобы рисунком развенчать и уничтожить напыщенного тирана, свергнуть его с пьедестала величия. Чтобы заставить измученных голодом и лишениями людей поверить – мы победим. И люди верили, что враг будет повержен, потому что побеждает только тот, кто уверен в своей правоте. А советский народ был уверен – свою землю, землю отцов и прадедов, в чужие руки он не отдаст.
Битва велась на двух фронтах: военном и идеологическом. И Советский Союз прежде всего одержал победу на идеологическом фронте, а боевой дух народа подпитывался и сатирическим высмеиванием врага. Образ Гитлера как нельзя удачно подходил для художественных интерпретаций. Задранный кверху нос, свешеная набок челка, глаза навыкате – множество внешних деталей, за которые «цеплялась» рука художника… его внутренняя уродливость как будто усугублялась этими внешними деталями: содержание соответствовало форме. О нем слагались частушки – и, читая одну из них, мне подумалось: вот она информационная атака на врага.
В современном мире ведутся информационные войны, и чаще всего главным ресурсом выступает Интернет. Но при отсутствии глобальной сети мощным оружием всегда выступала печатная продукция: плакаты, журналы, газеты. И люди, стоя перед плакатами, обменивались мнениями, передавали друг другу журналы и газеты, чтобы донести информацию и подбодрить соседей и близких – враг будет сломлен и понесет заслуженную кару за свои бесчеловечные злодеяния. Враг был силен, но вера людская сильнее. Вот на одной из графических зарисовок Гитлер рассматривает себя в зеркале, его голова в затрещинах и шишках от поражений, нанесенных ему Красной Армией. Немецкая свастика в виде двух змей, которых ударом штыка поражает советский воин. Наверное, образ советского воина был где-то даже гиперболизирован. Слишком жалко выглядели фашисты, хотя известно, какими ресурсами – человеческими и военными – они располагали. Но сила искусства наделяла советскую армию мощью, а врага – бессилием, причем нередко советский воин изображался в единственном числе, смело разящим множество немецких захватчиков. Настолько непобедимым он был!
Идея показать такую «войну» в музейном формате принадлежит сотруднику Музея истории города Махачкалы Наиде Дибировой. Вернисаж открылся 7 мая. А саму выставку Музей проводит совместно с Национальной библиотекой имени Р.Г. Гамзатова.
Это тот редкий вид экспозиций, который будет интересен не только взрослым, но и детям. И самое потрясающее, что весь трагизм войны перечеркивается умными и веселыми карикатурами. Сегодняшний зритель, не много знающий о войне, понимает – победа Советской армии была неизбежна еще и потому, что страх перед врагом был убит еще и смехом.