Дагестан является древнейшим на территории Российской Федерации государственным образованием, где всегда было очень сильное местное самоуправление, подминавшее под себя иные государственные институты, а принципы многовековой горской демократии ни чем не уступали даже древней афинской. Все важнейшие политические решения согласовывались на уровне джамаатов аулов, вольных поселений и т.д. Теперь же у нас чиновник служит не государству – он служит вышестоящему начальнику и если он не нарушил его указания, то может быть спокоен за свою должность. По большому счету ему плевать на интересы Отечества, главное, чтобы вышестоящий чин был доволен.
У нас культурно-историческую традицию лучше сохранили те, кто к такому разряду людей не относится. Но сегодня мы чувствуем и понимаем, как дагестанцы, а думаем о себе так, как нам это преподносят извне. И в этом наша самая большая беда. Царящий у части дагестанского общества сервилизм может стать серьезным, но, надеюсь, преодолимым препятствием в процессе формирования чувства собственного достоинства. И здесь в первую очередь надо иметь в виду не дагестанское общество в целом, а лишь его верхний, мыслящий и правящий слой. Атмосфера безответственности и равнодушия ко всему, особенно к чаяниям подрастающего поколения, не позволяет им по-настоящему воспринимать все, что укрепляет и возвышает Дагестан. Нам надо срочно переломить ситуацию, необходимо возродить в людях утраченную культуру совместного общежития, культуру наших предков, которую мы должны сохранить и передать потомкам. Необходимо создать институты куначества. Нельзя позволить оторвать нас от истории благородных предков, от тех религиозно-нравственных принципов и моральных ценностей, на которых мы выросли. Каждый из нас обязан следовать этому и тем самым возродить справедливость и сохранить любовь к своей родине, к своим предкам, воспитанным в узденском духе.
В силу острой необходимости восстановления порушенных ценностей человека, достоинства общества, мы создали общественную организацию «Уздени Дагестана». В своей деятельности мы намерены опираться на лучшие традиции и культуру дагестанских узденей. Среди наших единомышленников немало ученых, поэтов и историков, способных ярко и глубоко раскрыть тему внутренней культуры узденей – свободных и гордых людей, достойных своих великих предков. Социальная несправедливость, коррупция, безработица, отсутствие возможности для самореализации и самовыражения, неправовое давление и насилие со стороны правоохранительных органов не просто являются благоприятной почвой для роста антиобщественных, экстремистских воззрений, а фактически толкают молодого человека в объятия лидеров радикальных движений под исламскими лозунгами. Возрождение, сохранение и развитие отечественной культуры является обязательным условием успеха во всех сферах жизни, ибо величие национальной культуры всегда было и должно остаться предметом национальной гордости и личного достоинства граждан.
В ближайшем будущем наш Узденат обязательно среагирует на давно созревшие вопросы: как вернуть в общество утраченные идеалы, национальную гордость, веру в будущее, как повернуть молодежь к теме культуры, чтобы она больше читала и мыслила. И через интернет-сайт, да и не только, мы обязательно выйдем на наших сограждан в Турции, Иране и др. странах, ибо они – настоящие уздени, по стечению обстоятельств, а не по своей воле покинувшие республику узденей. Я уверен в том, что они до сих пор жаждут встречи с родиной, хотят видеть своих потомков и желают побольше узнать о нашей культуре и быте, о гостеприимстве и куначестве, передаваемых в недалеком прошлом детям, как завет.
До сих пор мы смотрели на все это сквозь пальцы и многие годы с безразличием наблюдали за тем, как честь и достоинство уступали место невежеству, алчности, корысти и богатству. Нынешнее положение дел обязывает нас вступить в справедливую борьбу с ничтожеством, беззаконием и несправедливостью во всех сферах нашего общества, ибо бездействие в нынешней ситуации приводит к безверию во власть, к напряжению обстановки в республике, еще большему увеличению разрыва между обществом и властью.
Мы говорим – «теракты». Да, это страшно! Десятки убитых и сотни раненых – это большой траур. Но никто из нас даже не задумывается о «моральном теракте», совершенном в последние десятилетия в мозгах миллионов людей, в том числе детей и подростков, вследствие чего утеряны культура и лучшие традиции народов многонационального Дагестана.
К чему мы пришли? К воровству, махровому бюрократизму, беспардонному обману. Еще Достоевский говорил: «Спросите днем и ночью, дома или на чужбине, что делают в России? Я одним словом безошибочно отвечу: воруют». Общая ущемленность и растерянность людей, финансовые и моральные тяготы призывают нас бороться, прежде всего, с экономическими, социальными и духовными причинами преступности. В современном Дагестане, где живут отважные, гордые уздени, для которых свобода и достоинство важнее и дороже самой жизни, такого не должно быть, ибо уздени Дагестана – истинные патриоты своей многострадальной родины, люди с независимой волей, узденки – образец нравственной чистоты, терпения и верности.
Уздень, согласно всем дагестанским словарям, есть не кто иной, как «независимый от феодала крестьянин (аварско-русский словарь); «незакрепощенный крестьянин» в феодальном Дагестане (кумыкско-русский словарь); «свободный крестьянин» (лезгинско-русский словарь). Между тем в живой речи дагестанских народов, их фольклоре и нормах права понятие «уздень» вообще не имеет социально-экономического содержания и подобно понятию «джентльмен» несет в себе нравственную характеристику. Так, у аварцев и андо-цезских народов это слово связано с понятиями – стройность, подтянутость, изящество, чистоплотность, благородство; у лакцев – честность, независимость, благородство; у лезгин – великодушие, щедрость, благородство. В старинных народных песнях кумыков говорится: «Живым не поддается храбрый муж врагу, а уздени, не продаются, как рабы»; или: «Уздени, если плохое слово скажут, они узденской головы своей не уважают». А табасаранский поэт XVIII века Калук Мирза в стихотворении «Ответ хану» заявлял: «Узденей не задевай, если ты зажжешь огонь, то в нем сгоришь дотла сам».
В период существования общедагестанского государства – шамхальства, при выборах его верховного правителя, самая почетная роль опять-таки отводилась узденю – главному акушинскому кадию. Именно ему, непременно участвовавшему вместе со своей свитой в выборах, принадлежало право надевать на вновь избранного шамхала папаху и опоясывать его мечом. Только после этого шамхал считался вступившим на престол и был обязан одарить главного кадия и других многочисленных «ближних узденей» лошадьми, быками, овцами и прочими подарками. Отказ же влиятельного дагестанского узденства участвовать как в выборах шамхала, так и местных правителей (уцмия, нуцалов, майсума и др.), не позволял тем на законных основаниях наследовать престол.
Нынешнее положение обязывает нас вступить в справедливую борьбу с сервилизмом сознания, не позволяющим даже помыслить о свободном узденском духе и о нравственности. К месту выражение из письма А.П. Чехова к А.Ф. Суворину о необходимости для человека чувства личной свободы: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Я рассчитываю привлечь в организацию всех, кто обеспокоен будущим своей родины; тех, кто способен осмыслить и прочувствовать дагестанскую узденскую альтернативу и стать членом общественной организации «Уздени Дагестана». Мы ратуем за сбережение того наследства, которое нам досталось от наших предков, создавших духовную, материальную и государственную основу нашей жизни. К тому же мы собираемся утвердить свой сайт в интернет-пространстве, тем самым заинтересовать своих коллег вне Дагестана. Не сомневаюсь, после появления в Интернете нашего сайта к нему примкнут заинтересованные лица узденской формации, а их в современном мире весьма много. Также мы имеем реальную возможность организовать перевод сайта или отдельных его разделов на другие языки ближнего и дальнего зарубежья.
Ввиду того, что в Дагестане живут не только сильные, но и очень талантливые и тонко чувствующие люди, я хотел бы обратиться ко всем писателям, поэтам, журналистам и историкам узденской формации с просьбой помочь сформировать общедагестанскую национальную идею и поднять ее статус в стране и в мире, ибо в нашем обществе ощущается дефицит понимания исторических фактов и полное отсутствие общественного мнения.
Возвращение Рамазана Абдулатипова на родину в новом качестве (хотя он никуда и не уходил), его выступления и первые шаги вселяют надежду вступить в справедливую борьбу с нечистоплотными чиновниками, ибо они давно потеряли чувство ответственности и морально-этические ориентиры. Сегодня Дагестану нужен тот самый джентльмен-уздень, который будет строить, а не разрушать; нужна общенациональная идея, ее проводник и исполнитель. Только он сможет осмысленно и целенаправленно воссоздавать республику и державу. И не важно, на социалистических или капиталистических принципах. Важно, чтобы он был патриотом. Именно уздени являются образцом патриотизма дагестанского народа и его историческим корнем. Узденство в нашей крови, и оно сейчас, как никогда, востребовано.