Корни рвутся – судьбы бьются

Прежде всего хочется отметить культурный уровень театра по отношению к драматургическому материалу. Текст пьесы в оригинале сохранен – он полностью воплощен в спектакле. В беседе со мной постановщик сказал следующее: «Спектакль длится почти три часа. Вроде бы многовато. Однако я не пошел на сокращение текста – он слишком хороший, сочный, психологически аккуратно выверенный. Уверен, зрелище не будет скучным». Режиссер оказался изначально прав: сценическое время постановки в своей длительности абсолютно не чувствуется, потому что ничто не сбивает театрального напряжения в ходе действия. Нет повторов и накладок. Конечно, театр имеет право вносить изменения в драматургию. Но только в тех случаях, когда вмешательство будет работать на эстетическую и идейную пользу. Данная ситуация как раз из таковых.

Следует отметить и такой момент. Театр правомерно вторгся в жанровую природу произведения – это вполне оправданно. Драматург свою пьесу жанрово определил как комедию. Видимо, испанец исходил из общего характера положений или, более точно, из стержневого сюжетного момента: настоящим внуком оказывается не подготовленный к исполнению роли Маурисио (артист Гурам Гаргацов), а Маурисио другой (народный артист РД Аслан Магомедов). Но Лакский театр волнует более весомый – жгучий – аспект: чувственный. По эмоциональному накалу спектакль очевидно тяготеет к подлинному жанру драмы. Театр же остановился на более скромном и удобном на данном случае жанровом обозначении – «грустная комедия». И на самом деле грусти здесь хватает.

Художественное оформление спектакля отличается композиционной целесообразностью – четким соответствием его сегментов этапам содержания и его целостному полотну. Этот принцип соблюдается от начала до конца. Но в декорном пространстве есть одна неизменная составляющая – это извилистые деревья разных возрастов: одно – многолетнее и толстое, другое – совсем молодое, еще растущее, как бы перспективное. Они заполняют собой весь задний план сцены. Эти деревья есть философские метафоры, в которые вплетена главная идея спектакля: деревья умирают стоя потому, что они крепко вросли корнями в землю. Будь эти корни слабыми, ветры давно вырвали бы их из земли. Под деревьями в спектакле подразумеваются три поколения людей – отцов и детей, дедов и внуков, прародителей и правнуков: это своего рода метонимическое просказание, граничащее между житейскими перипетиями и философским осмыслением жизни. Но преобладает нравственная доминанта, что и оправдано логически – театр пошел по верному пути: молодые деревья должны расти и жить под опекой больших деревьев, иначе говоря, младшие из людей должны считаться со старшими и слушать их. В противном случае судьбы первых могут вторые лишать обычного человеческого счастья. Соответственно неудачниками будут и представители старшего поколения – так как жизнь близких людей тесно связана между собой: если даже не всегда напрямую, то опосредованно – обязательно. К несчастью, сегодня немало случаев, когда дети приносят родителям большие страдания. Как это происходит в спектакле: вернувшийся после долгого отсутствия блудный внук, подлинный Маурисио, требует от дедушки Бальбоа и бабушки Эухении продать дом за 200 тысяч долларов и дать ему эту сумму, ибо он задолжал мафии.

Режиссеру важны не просто события сами по себе, а их преломление через психологическую призму: показать, насколько могут быть разрушительными тревожные поступки даже взрослых детей, а также внуков. И этот психологизм на всем протяжении спектакля беспощадно проявляется всей мощью. Исключительно заряжены психологизмом и наполнены большие диалоги и моментальные мизансцены. Всем развитием сюжета режиссер убеждает зрителей в том, что именно моральная ответственность и перед собой, и перед другими может принести человеку подлинное счастье.

Спектакль вообще чувственный (и не только тревожными сценами) – любовная линия тоже прослеживается хорошо: персонажи очень интересны внутренними переживаниями – они импульсивны и предельно скромны одновременно. В обоих случаях они милы и красивы одновременно. Действующие лица часто акцентируют мышечные усилия, педалируют дыхание, подробно исследуют друг друга взглядами и касаниями, периодически сжимаются в кокон, стремясь как бы из него и выбраться.

Успех спектакля, любого, естественно, зависит от соответствия исполнителей ролям, творческих данных для создания эмоционально и идейно цельных образов. Похоже, этим принципом целесообразно и действенно воспользовался режиссер-постановщик Аслан Магомедов. Роли исполнены так, как и предполагал драматург.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам