Этот добрый и радостный праздник в поселке Ленинкент отметили с особой щедростью и радушием. На радость всем этот праздничный день выдался в этом году, несмотря на все капризы осени, теплым, солнечным, и лица людей, казалось, тоже светились. С самого утра по традиции в мечети больших и маленьких городов, поселков стекаются тысячи верующих для коллективного намаза, а после посещают могилы родственников. Вернувшись с кладбища, мужчины, главы семейств, приступают к главному занятию – к жертвенному обряду.
Дом старейшины поселка, уважаемого и почитаемого человека Гаджимагомеда Валиева в этот день был полон гостей, среди которых и родные и близкие, друзья. Женщины во главе хозяйки Джамилат хлопотали на кухне, готовя национальные блюда к праздничному столу, среди которых и аварский хинкал, и курзе, и различные сладости, рядом смирно сидели детишки, терпеливо ожидающие праздничного обеда. А мужчины готовились к совершению обряда жертвоприношения. (Считается, что этот обряд ознаменуется окончанием хаджа – паломничества на святую землю. После него человек очищается от грехов, от всего негативного). Гаджи Магомедович в своей жизни уже совершил паломничество, а в этом году он проводил в хадж своего старшего брата и племянников, вся родня с нетерпением ожидает возвращения из Мекки родных.
– Уже около тридцати лет, как я переехал в поселок Ленинкент. Мы ежегодно широко отмечаем Курбан-байрам и другие мусульманские праздники. Для меня, как для одного из старших в роду, это еще один повод собрать, объединить всех родственников, вспомнить Всевышнего, вспомнить Пророка Мухаммеда (а.и.а.), – рассказывает он, – для жертвоприношения на одного человека следует отвести одного барана, если же в жертву приносится крупный рогатый скот, то его делят на семерых. Часть мяса раздают старикам, сиротам и неимущим, вторую часть варят и угощают ею гостей. А третью, оставляют себе.
Отец пятерых детей, местный житель Магомед животноводством занимается давно, скотину на продажу для Курбан-байрама он готовил задолго до начала праздника. По его словам, стоимость одного барана в этом году составляла от пяти до восьми тысяч рублей, а быка – от сорока тысяч рублей. Считается, что при покупке жертвенного животного лучше всего не торговаться, животное должно быть без изъянов, упитанным, отборным и купленным исключительно на честно заработанные деньги. Только в этом случае обряд считается действительным. За время нашей с ним беседы стадо его баранов редело на глазах, купленные барашки, словно что-то предчувствуя, упрямо упирались рогами и копытами в землю и жалобно блеяли. А число покупателей росло на глазах.
После завершения всех ритуалов начались праздничные посещения и гулянья: люди навещали родственников, раздавали садака, ворота в каждый ленинкентский дом по традиции были открыты для всех, а из домашних очагов доносился манящий, зазывающий запах мясного бульона и жаркого.
Курбан-байрам длился три дня. Этот праздник – еще один повод доказать свою любовь к Всевышнему, вспомнить о близких и нуждающихся, еще один путь к милосердию. И пусть все ваши благие деяния и садака примет Всевышний.