Многогранный Сулейман

Человек может ошибиться на определенном этапе – одно явление может приветствовать, а другое – отвергать. Это закономерный процесс в художественном творчестве. Не избежал мировоззренческого разлома и Сулейман Стальский: одни решения новой власти – советской – он принял, а другие – нет. Вот отсюда и надо исходить, если мы хотим справедливо оценить его поэзию.

Многие исследователи называют этого автора безропотным партийным поэтом, почему-то не учитывая все особенности его творчества. В книге «Слово продолжается» (Дагестанское книжное издательство, 2013 г.) Арбен Кардаш рассматривает позицию С.Стальского в контексте множества аналитических мнений и аргументированно отстаивает неоднородность творчества поэта. Эту мысль много лет тому назад выдвинул литературовед и философ Ахед Агаев. Отрадно, что и сегодня находятся те, кто развивает справедливое аналитическое отношение к поэзии Стальского.

Да, А. Кардаш признаёт, что Сулейман приветствовал социалистическую революцию и ее вождей. Но автор книги защищает право человека вообще и поэта – любого – в частности надеяться на социальную справедливость, верить в неё. Разумеется, верил в это и Стальский, как и многие советские поэты, такие как Блок, Маяковский и другие. А. Кардаш указывает и на то, что Сулейман разочаровался в отдельных социальных и политических экспериментах большевиков. Это был тот период, когда власть объявила неоправданную «охоту» против честных друзей поэта – лезгинского литературоведа Г. Гаджибекова и лезгинского поэта

А. Фатахова, который скончался при сомнительных обстоятельствах и похоронен неизвестно где.

Автор книги правомочно ссылается на тематическое и проблематичное разнообразие творчества С. Стальского. Оказывается, поэт создавал не только призывно-декларативные стихи, но и продолжал творить прекрасные образцы духовной и гражданской поэзии. Исследователь приводит и такие весомые факты, как совершение поэтом намаза до конца своих дней и что он не был членом партии большевиков, – они являются критериями его гражданской и духовной самостоятельности. А. Кардаш также констатирует факт, что не все стихи духовного звучания Стальского дошли до лезгинского читателя (не говоря о русском читателе).

Исследователь правомерно делает акцент на большой гражданский поступок поэта. Последний на свой страх и риск ходил в НКВД республики, чтобы доказать невиновность

Г. Гаджибекова, посетил даже камеру, где учёный был заключён предварительно. Автор книги подчёркивает, что Стальский имел своё мнение, независящее ни от кого. Примером тому служит его мужественный отказ выполнить указание первого секретаря обкома партии Сорокина и председателя республиканского НКВД Ломоносова о том, чтобы поэт своими стихами проклял «врага народа» Нажмудина Самурского.

А. Кардаш, осторожно прослеживая мировоззренческий рост поэта, поэтапно анализирует его творчество – выделяет 1936-й год как переломный в поэзии Стальского. Этот год предпоследний в его жизни. Сулейман обращается к темам жизни и смерти, добра и зла, мирской суеты и сущности человека. В последние годы жизни Стальский создаёт замечательную духовно-философскую лирику, до сих пор неизвестную широкому читателю и заслуживающую активной популяризации.

Недоброжелатели творчества Сулеймана в своих обвинениях в его адрес обычно ссылаются на его отношения с новой властью: мол, безоговорочно – со всеми плюсами и минусами – воспринял её. А. Кардаш же категорически не согласен с подобной установкой, основываясь на творческой концепции поэта. Стальский ждал от новой власти истинного обновления общества, но не терял меры реального восприятия того, что происходит вокруг. Например, в стихотворении «Лжекоммунист» поэт обличает человека, который, вступив в партию, ведёт себя, как «устаревший Мурсалхан». Да, советская власть поддержала поэта. Но А. Кардаш ставит вопрос в ином ракурсе: понял ли поэт то, что власть к нему так относится лишь в политических и идеологических целях? И дает ответ: да, понял, что власти он нужен лишь как орудие строительства новой системы, а не как свободный поэт.

Исследователь также доказывает, что, вопреки распространённым мнениям,

С. Стальский не был ашугом – нет таких проявлений: в стихах ни разу не называет себя ашугом, а определял своё призвание словом «поэт». Арбен Кардаш заключает: «Сулейман Стальский был и остаётся великим поэтом, несмотря на споры вокруг незначительной части идеолого-политических стихов». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам