Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.Режим «одного окна» реализуется в государственных казенных учреждениях – многофункциональных центрах по оказанию государственных и муниципальных услуг (далее ГКУ МФЦ).
Данные центры позволяют не только упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, но и обеспечить комфорт для посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении разных услуг. Документы в ГКУ МФЦ принимает не государственный служащий, а сотрудник фронт-офиса, который принимает запросы по услугам различных ведомств. Решение о предоставлении или непредоставлении услуги, как и раньше, принимается в государственном или муниципальном органе. Но теперь заявитель не общается с государственным служащим каждого ведомства непосредственно. Это не только повышает комфорт посетителя, но и существенно снижает риск возникновения коррупции.
Многофункциональный центр, по сути, стал первым реально действующим механизмом сокращения сроков предоставления государственных услуг. Время ожидания в очереди в многофункциональных центрах рекордное среди всех существующих способов получения услуг и в среднем составляет менее 15 минут.Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральным законом от 28.07.2012 №133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»» установлены не только функции, права и обязанности многофункциональных центров и ведомств, предоставляющих государственные услуги, принципы взаимодействия этих структур друг с другом, но и сняты все ограничения на федеральном уровне по предоставлению государственных услуг по принципу «одного окна», за предоставление которых отвечают федеральные органы исполнительной власти.
В настоящее время ГКУ МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к созданию и функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронном виде, к количеству окон приема и выдачи документов, к площади, к расположению МФЦ, к количеству и основным направлениям предоставляемых услуг.
Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления государственных услуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.
Основными функциями МФЦ являются:
прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг;
выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ сокращаются благодаря организации взаимодействия ведомств на основании соглашений и административных регламентов.
Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг. Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.Создание новых многофункциональных центров и практика обслуживания населения по принципу «одного окна» стремительно распространяется во всех регионах России. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 г. №601 к 2015 году доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, должна увеличиться до 90%.
Для достижения указанного показателя Правительством Республики Дагестан утвержден План-график организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Республике Дагестан (далее План-график), в соответствии с которым проведена следующая работа:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 15 января 2013 г. №3 сформирована Комиссия по повышению качества государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан, с участием представителей территориальных и федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных организаций;
определено ответственное должностное лицо за качество государственных (муниципальных) услуг в Республике Дагестан;
утверждена схема размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и отделений (офисов) привлекаемых организаций в Республике Дагестан;
утверждены объемы и источники финансового обеспечения в 2013 – 2015 гг. реализации плана-графика организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Республике Дагестан;
утверждена Программа информационного сопровождения деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
одобрен Порядок взаимодействия уполномоченного МФЦ с исполнительными органами государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, организациями, привлекаемыми к реализации функций МФЦ при организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
одобрен Примерный договор между уполномоченным МФЦ и организациями, привлекаемыми к реализации функций МФЦ, о порядке и условиях взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
одобрен Порядок мониторинга реализации соглашений о взаимодействии МФЦ, уполномоченного на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Дагестан, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Дагестан;
одобрена Методика мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
одобрен Порядок проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
одобрен Детализированный план мероприятий УФМС России по Республике Дагестан по организации предоставления государственных услуг в сфере миграции по принципу «одного окна»;
одобрен Детализированный план мероприятий Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан по организации предоставления государственных услуг Фонда по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
заключено соглашение о взаимодействии между государственным казенным учреждением Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг в Республике Дагестан» и Министерством внутренних дел по Республике Дагестан от 05.09.2013 № 11ф по государственной услуге предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Во всех муниципальных образованиях республики приняты нормативные правовые акты о назначении лиц, ответственных за качество муниципальных услуг, в том числе за организацию предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна». В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.03.2013 года № 124 создано государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан», уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов.
В настоящее время в Республике Дагестан созданы и функционируют 9 МФЦ в следующих муниципальных образованиях: городах Каспийске, Махачкале и Кизилюрте, а также в Гумбетовском, Докузпаринском, Кумторкалинском, Кулинском, Новолакском и Левашинском районах.
В текущем году планируется открытие МФЦ в муниципальных образованиях – в Бабаюртовском, Ботлихском, Карабудахкентском, Магарамкентском районах, в городе Дагестанские Огни.
По вопросам работы «Многофункциональных центров» Вы можете обращаться по телефону горячей линии: 8 (8722) 67-05-41.