Сейчас совместному предприятию «Сумма» и «Транснефть» принадлежит 50,1% НМТП, эффективная доля каждого партнера составляет по 25%. По данным источника, близкого одному из акционеров порта, «Сумма» смогла скупить 2,75% с рынка. Также «Транснефть» самостоятельно контролирует еще 10,5% акций порта.
Издание также отмечает, что в дальнейшем доля «Суммы» в НМТП может увеличиться до 63,32%. «Транснефть» и «Сумма» собираются разделить активы НМТП. «Транснефть» может продать свою долю в НМТП «Сумме», получив при этом все нефтеналивные активы порта, включая Приморский торговый порт. Таким образом, акционерами НМТП станут «Сумма», Росимущество – 20%, структура РЖД – 5,3%. Стивидорная компания будет заниматься перевалкой зерна, контейнеров, угля, удобрений и ро-ро грузов.
Далее издание передает, что на прошлой неделе Токарев заявил, что у «Транснефти» и «Суммы» уже есть видение, какой должна быть модель владения портом, но есть еще вопросы, которые нужно согласовать. Основной вопрос – неравноценность нефтяных и ненефтяных активов НМТП. Один из вариантов – зачесть долг НМТП перед Сбербанком в качестве платы «Транснефти» за нефтяные активы, так как НМТП покупал приморский торговый порт за $2,5 млрд, взяв кредит в сбербанке на $1,9 млрд. Но, как передают источники газеты «КоммерсантЪ», такая цена может оказаться слишком низкой для «Суммы», которая может оценить все нефтеналивные активы с учетом переуступки прав аренды причалов нефтерайона «Шесхариса» примерно в $3 млрд. Исходя из стоимости 10,5% доли в НМТП, которую в 2013 году приобрела «Транснефть» в 8,1 млрд руб., весь пакет «Транснефти» может быть оценен в 27,3 млрд руб. Но есть версия, что такая цена даже со скидкой может не устроить «Сумму».
Далее издание сообщает, что раздел активов НМТП — следствие конфликта акционеров порта, о котором стало известно в начале 2013 г. Тогда «Транснефть» была недовольна менеджментом порта и настаивала на смене гендиректора (тогда – Радо Антолович) и председателя совета директоров (тогда – Марат Шайдаев). Оба были представителями «Суммы». В итоге совладельцы НМТП договорились сменить только Шайдаева, его место занял вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин. Позднее сменился и гендиректор НМТП — новым стал Юрий Матвиенко (был исполнительным директором порта). Осенью 2013 г. структура «Транснефти» — «Транснефть-сервис» — сообщила о покупке 10,5% НМТП. Этот пакет компания приобрела с рынка. Цель покупки «Транснефть» не раскрывала.
P.S. Группа НМТП объединяет стивидорные компании: ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ООО «Приморский торговый порт», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП» и ООО «Балтийская стивидорная компания».
Акции НМТП котируются на Московской бирже, а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозиторных расписок. Чистая прибыль НМТП по международным стандартам финансовой отчетности в первом полугодии 2013 года сократилась, по сравнению с тем же периодом прошлого года, в 10,2 раза и составила $13 млн 874 тысяч. Выручка снизилась на 13,5% – до $467 млн 815 тысяч.