От предгорий Крыма до сопок Маньчжурии

 Из республиканской телевизионной передачи я узнал, что это Магомед Халитов из села Уриб Шамильского района, ветеран Великой Отечественной войны, который в данное время работает юристом в Духовном управлении мусульман РД.

Магомеда я застал сидящим за одним из столов, установленных в маленькой комнате. Он усердно что-то писал. Там и произошло наше знакомство и беседа. Отвечая на мои вопросы, связанные с его военной и трудовой жизнью, он увлекался рассказами о друзьях, о товарищах-однополчанах. Поэтому время от времени мне приходилось напоминать ему, чтобы он рассказал о себе.

 

БОЕВОЙ ПУТЬ

…Окончив техникум связистов, Магомед Халитов работал смотрителем станций Буйнакского узла связи. Это было, когда над нашей Родиной густели чёрные тучи, гитлеровские фашисты топтали нашу землю.

Самой трудной для Родины зимой 1942 года вместе с другими дагестанцами на фронт отправили девятнадцатилетнего Магомеда. Вначале он попал в особую четвёртую воздушно-десантную бригаду, дислоцированную в г. Орджоникидзе. После окончания трёхмесячных курсов десантников его направили прямо на фронт, на Таманский полуостров Краснодарского края.

Молодой урибец первое боевое крещение получил еще по пути на полуостров, на железнодорожной станции «Крымская»: фашистские самолёты разгромили эту станцию и поезд, где ехали советские солдаты. Много было убитых и раненых. Так, измученная в дороге бригада, в составе которой находился и Магомед, через несколько дней прибыла на Таманский полуостров.

– Там мы до августа держали оборону, – рассказывает Магомед. – Фашисты стремились овладеть этим полуостровом. Каждый день немецкие самолеты сбрасывали туда авиабомбы, а мы дважды пытались освободить от фашистов наш город Керчь. Но оба раза им удалось отбить нашу атаку. Мы шли на маломерных судах. Обстрелом мощных орудий немцы разрушили судно, где находился я. Некоторые, в том числе и я, спаслись, держась за доску, оторванную от судна. Там утонули многие наши солдаты.

Затем особая четвёртая бригада вынуждена была отступить от Таманского полуострова, чтобы защитить портовый город Туапсе Краснодарского края от немцев. Бригаду передали в 32-ю гвардейскую дивизию.

…Полдень 9 сентября 1942 года. День был жарким. Вместе со своим полком солдаты бригады находились в лесу, расположенном на горе возле Туапсе. Немцы атаками с воздуха и с земли разгромили место расположения бойцов бригады, многих наших солдат убило и ранило. Тяжёлое ранение получил и Магомед Халитов. Осколком мины он был ранен в голову. В сознание пришел в Туапсинском полевом госпитале. После лечения через четыре месяца его направили на курсы в учебный полк, после окончания которых Халитова направили в первую воздушно-десантную гвардейскую дивизию, дислоцированную в Ростовской области. Там в январе 1943 года снова началось беспощадное сражение. Магомед принял участие в битвах за освобождение Ростова-на-Дону, Константиновки, Харькова, в сражениях за Бессарабию. Под градом немецких пуль переплыл реки Днепр и Прут. Магомед Халитов принимал участие в освобождении Бухареста. Немцы были вынуждены сдать этот город без боя. За это полк, где служил дагестанец, получил звание Бухарестского.

Так, отбивая атаки фашистов, в 1944 году гвардейская дивизия десантников прибыла сначала на венгерскую, а потом на чехословацкую территорию. Освобождая от врага многие города и сёла, переплыли несколько рек. В сражениях Магомед Халитов воевал мужественно, с присущей дагестанцу смелостью и твёрдостью. Он прошёл боевой путь от Орджоникидзе до немецкого посёлка Брод. Там и узнал Магомед об окончании войны, капитуляции фашистской Германии и встретил победу советского народа над врагом.

На боевом пути этот горец испытал много трудностей: страдание, голод, жажду. Немало было опасных для жизни случаев.

Когда находились в лесу, расположенном на горе возле Туапсе, у бойцов бригады закончилось продовольствие. Только лишь на седьмой день привезли немного риса, жира и махорки. На противоположной стороне горы находились немцы. Чтобы приготовить рис, необходимо было найти место, откуда немцам не было бы видно костра.

Никто из однополчан не хотел идти варить еду. Тогда комиссар батальона Магомед Халитов, взяв с собой два котелка, направился к речке, которая протекала между двумя горами. Там он развёл костер и сварил рис. Вдруг Магомед увидел двух фрицев, которые спускались с горы, расположенной на другой стороне. Немцы, заметив его, стали по нему стрелять. Но к счастью, не причинили вреда, и бойцу бригады удалось спастись. Только лишь пуля автомата пробила его котелок.

Шли упорные бои за чехословацкий город Годонин. Они шли не только на земле, но и в воздухе. Из-за ожесточенной стрельбы окрестность была окутана дымом. Отступая, немцы взорвали мост над рекой Годонин. Перед нашими войсками стояла очень трудная задача: под непрерывным «дождём» фашистских пуль они должны были форсировать реку и достичь противоположной стороны. Первыми под руководством Магомеда Халитова в реку вошли 14 солдат полка. Но когда пересекли границу, из них, считая Магомеда Халитова, осталось в живых только трое. В момент форсирования реки Халитов ручной гранатой уничтожил фашистский пулемёт, стрелявший со стороны шоколадного комбината. Это позволило воинам полка форсировать реку Годонин, идти вперёд и, нанеся удар врагу, овладеть городом.

Бойцы полка шли в сторону столицы Чехословакии Праги. Это было в полдень 13 мая 1945 года. Светило весеннее солнце. Усталым от дорог солдатам, несшим на себе военное обмундирование, нелегко было идти пешком. Внезапно из леса вышли власовцы и напали на них. Они кричали: «Вы окружены, сдавайтесь!» Но наши не дрогнули. Завязалась ожесточенная перестрелка. В результате советским войскам удалось уничтожить всех нападавших. Но в этой битве немало пало и наших солдат.

– В Прагу мы прибыли в конце мая и провели там июнь, – продолжает Халитов. – А 1 июля получили приказ выйти на площадь Страмикеский этого города. Там командование нам объявило, что сейчас поездом мы будем возвращаться на родину. Наши солдаты радовались, что они живыми возвращаются домой. Но почему-то сначала нас привезли в Москву. А оттуда послали прямо на войну с Японией.

Пробыв целый месяц в дороге, 1 августа 1945 года Магомед Халитов и его однополчане прибыли на территорию Монголии. А оттуда вместе с другими советскими войсками бойцов полка отправили на границу с Маньчжурией, куда они прибыли тайно, пешком. Там советские воины, окопавшись, стояли в обороне, ожидая приказа. Задача была освободить от японцев территорию Маньчжурии. И вот на рассвете 9 августа 1945 года наши самолеты и артиллерия, затем танковая войска и пехота внезапно начали атаку на японцев. Так, не дав возможность сопротивляться, Советские вооруженные силы нанесли удары Квантунской отборной миллионной армии. 3 сентября она сдала оружие. 8 тысяч солдат японской армии вместе с военной техникой и обмундированием сдались. В эту победу достойный вклад внес и Магомед Халитов. А в начале 1946 года из Маньчжурии его отправили в Туркестанский военный округ. Домой Магомед вернулся только в октябре 1948 года, прослужив там еще три года. Но когда вернулся, ему не довелось попасть в отцовский дом, а пришлось поехать в Чечню. Его односельчане были переселены туда еще в 1944 году. С фронта Халитов вернулся с орденами и медалями за успешное выполнение военных заданий. Среди них ордена Славы третьей степени, Отечественной войны первой степени, медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За освобождение чехословацкой Праги», «За взятие венгерской столицы Будапешт», «За освобождение чехословацких городов Нитра и Годонин, за форсирование рек с этими же названиями» и другие – всего 13. За подвиги, совершенные на войне, он заслужил также благодарность Верховного главнокомандующего, Генералиссимуса Иосифа Сталина.

 

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Послевоенный трудовой путь Магомед Халитов начал в апреле 1949 года в должности следователя прокуратуры Андалалского района Чеченской Республики. Работал, как на войне, со свойственной ему инициативой, активностью и добросовестностью. За способности и организаторский талант его назначают прокурором родного Кахибского (ныне Шамильского) района Дагестанской АССР. На этой должности он проработал 15 лет, отдавая все свои силы, знания и время. За успехи в работе Магомеда Халитова вновь повысили в должности и назначили прокурором Буйнакской межрайонной прокуратуры. Там он проработал до 1985 года, т.е. до пенсионного возраста. Работе в органах прокуратуры Магомед Халитов отдал 35 лет жизни. За это время он немало сделал в области пропаганды и разъяснения населению законов, их соблюдения. Много раскрыл преступлений, разыскал и привлек к ответственности немало преступников.

…Это случилось, когда Магомед Халитов возглавлял прокуратуру Кахибского района. В своем доме ударом ножа был убит мужчина. Расследуя это убийство, прокурор нашел в кустарнике возле дома убитого каракулевую шапку. На следующий день он вместе с сотрудником милиции послал на местный рынок сотрудника прокуратуры и дал ему найденную шапку, объяснив, чтобы он сделал вид, что якобы продает эту шапку и притом дорого. Но если найдется покупатель, он должен придумать причину, чтобы не продать ее.

А когда утром с этой шапкой в руках сотрудник прокуратуры шел на базар, он встретил пьяного, который, увидев головной убор, вцепился в него и крикнул: «Эта же шапка моего двоюродного брата. Ты ее украл, и ты вор!»

Конечно, хозяина этой шапки вызвали в прокуратуру, и он вынужден был признаться, что совершил преступление из-за сестры.

За раскрытие этого преступления от имени Генпрокурора СССР в качестве премии Магомеду Халитову вручили телевизор, радиоприемник «Спидола» и месячный оклад. Также за хорошие результаты в работе он удостоился грамоты Президиума Верховного Совета республики, высокого звания заслуженного юриста Дагестана, был награжден тремя именными часами и другими премиями.

С 1990 года Магомед Халитов трудился в ДУМД начальником отдела кадров и юристом. К нему обращались с разными вопросами, за советами, и никто не уходил недовольным. Несмотря на преклонный возраст, он выполнял большую работу. Цель его жизни – помогать людям. Так Магомед Халитов подготовил устав мечетей и медресе, положение о совете имамов районов республики. По его инициативе объединили все три духовных управления, которые действовали в республике. Он упорно требовал, чтобы вернули управлению 2-этажное здание площадью 425 кв. м вместе с подсобными помещениями и территорию вокруг него площадью 1275 кв. м по улице Даниялова в Махачкале, и добился своего.

К сожалению, несколько лет назад Магомед Халитов завершил свой героический жизненный путь на этой земле.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам