Мара Полякова: «… иначе не будет ни гражданского общества, ни государства»

 КАК МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ

Основная идея, озвученная экспертами на встрече, заключалась в том, что общественность в лице Общественной палаты, независимых общественных организаций, юридических сообществ должна активно участвовать в оценке работы судебной системы. Общественные советы при прокуратуре и т.д. не должны создаваться сверху. И существовать должны как место для дискуссий.

Впрочем, как отмечают эксперты, существуют различные формы переговорных площадок, и такого рода «дискуссия» и «переговоры» должны вестись в разных формах и на разных уровнях, так как Совет при Президенте – это лишь вершина айсберга, и его эксперты не могут знать всего, что происходит в стране.

Возникает очень много спорных правовых вопросов между неправительственными организациями и судами по конкретным судебным делам, отмечает Мара Полякова.

Можно решать эти спорные вопросы не политическими методами, а правовыми, потому что есть общие представления о праве, высказанные общим авторитетом для судей и правозащитников. Например, Европейским судом по правам человека. У нас очень много происходит от незнания правовой позиции того же Европейского суда, – добавил Сергей Пашин.

На встрече прозвучало предложение от представителя Общественной палаты РД: «Может, рассмотреть вопрос об отчете председателя Верховного суда в Общественной палате… Чтобы Общественная палата собирала всю информацию, поступающую от населения, и чтобы именно по этим обращениям раз в полгода председатель Верховного суда отчитывался Общественной палате…» На что Полякова ответила, что как раз этот вопрос они часто поднимают на встречах с Президентом России.

Эксперт отметила, что инициатива должна исходить снизу, и привела в пример Москву, где совет при прокуратуре формировался следующим образом: инициативу проявили неправительственные правозащитные организации, причем такие, которые считаются «радикальными». Это Движение за права человека, которое возглавляет Лев Пономарев, Московская Хельсинкская группа, возглавляемая Людмилой Алексеевой, Мемориал… и ряд других НПО. «Мы написали обращение на имя прокурора Москвы, в котором приводили соответствующие аргументы, и такой совет был создан. Руководители всех организаций, которые проявили инициативу, вошли в этот совет. И очень многие конфликты, которые раньше существовали и могли решаться только на площади или только обсуждаться в прессе, сейчас выносятся на обсуждение этого совета».

 

КТО-ТО ДОЛЖЕН…

Как подчеркнула Полякова, это первые шаги, но постепенно прокладывать дорогу первым кто-то должен, потому что должно быть движение, иначе в стране не будет ни гражданского общества, ни государства. Многие проблемы часто происходят от того, что правозащитники плохо знают законодательство, со стороны судей и органов власти часто происходят злоупотребления… Надо это обсуждать, писать об этом в прессе, как-то поощрять обсуждение в обществе подобных проблем.

Как отметил в свою очередь Расул Кадиев, РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации. – Прим. авт.) провело исследование, результаты которого показали, что дагестанские суды оперативно отвечают на электронные запросы, в частности, Верховный суд Дагестана оперативно отвечал на публикации в «Черновике»: – Хотелось бы ваше мнение услышать, готова ли дагестанская общественность участвовать в общественном контроле, хотя бы приходить на суды?

Сергей Пашин ответил, что в Совете судей России есть комиссия, которая занимается связями с общественностью. И один из членов этой комиссии, председатель Саратовского областного суда Тарасов выслушал аналогичную инициативу от СПЧ и сказал, что сам никаких общественников приглашать не будет, потому что потом его обвинят в ангажированности. А вот если вы пригласите общественников, – то с удовольствием.

Полякова также отметила: «Все представители областных судов, с кем бы мы ни общались, ждут инициативы от правозащитников. Поэтому очень важно это организовать на местах». И привела пример: – Правомерен ли отказ суда в допросе свидетелей, которые должны говорить об алиби. Мы рассуждаем, что, нет, не правомерен, и ссылаемся на постановление Конституционного суда РФ, Европейского суда, на все соответствующие международные и российские нормы. Как подчеркнула Полякова, общественники могут приглашать юристов, экспертов, которые разбираются в этом вопросе. На что представитель Общественной палаты республики ответил: «Если мы пригласим экспертом Сергея Пашина…»

Полякова отметила: – Я уверена, что у вас есть интересные ученые в ваших вузах, научных учреждениях. Ищите этих людей. У нас есть эксперты комиссии. У вас могут быть эксперты палаты.

 

«ОСТЕПЕНЕННОЕ», ЮРИДИЧЕСКОЕ, ДАГЕСТАНСКОЕ

Но журналист Эдуард Уразаев отметил, что адвокатское сообщество Дагестана молчит. – По-моему, оно один раз выползло на поверхность, когда у них был внутренний скандал за должность председателя палаты. По словам Уразаева, чтобы давать оценку судебным процессам и осуществлять общественный контроль в этом направлении, мало одного желания, нужна квалификация, а общественники могут давать оценку и вступать в дискуссию в тех случаях, когда выпукло выражается нарушение прав человека, или по громким и принципиальным вещам, в остальных вопросах нужна экспертная помощь юридического сообщества. А в Дагестане формально есть отделения Ассоциации юристов России, Ассоциация молодых юристов России, есть филиал Северо-Кавказской правовой академии, юридический факультет в ДГУ, ДГТУ, ДГПУ, ДГИНХ, не считая остальных учебных заведений. Формально юридическое сообщество, причем «остепененное», как считает Уразаев, в республике довольно многочисленное, но вытащить его из этого болота очень трудно. – А пробовали? – поинтересовалась Полякова. Но Уразаев констатировал: в общественной жизни Дагестана из них представлены единицы. – Вот, Костров у нас был. А сейчас Расул Кадиев у нас есть.

– Это не поощряется, – ответил Кадиев. Это проблема, потому что вузы и юридические факультеты не включены ни в формирование юридической практики, ни в гражданское общество. Написана куча замечательных кандидатских и докторских диссертаций, а параллельно эти проблемы никак не используются в верховных судах. Суды завалены текучкой и говорят: «Нам некогда читать докторские», отмечает Кадиев. – Нам как раз и пытаются навязать позицию, что общественники не эксперты и пускать их на площадку, где ведутся высокие судебные разговоры, не следует, – подчеркнул юрист. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам