В предлагаемой работе Курбановых освещаются сложные и многогранные аспекты депортации, репрессий и реабилитации народов Дагестана. В монографии показан богатый, интересный, объективный, многообразный мир, образ жизни этих народов. Из книги можно узнать, чем жило в первой половине XX века дагестанское село, какие были обычаи, занятия, язык, культура, экономика, жилища депортированных и репрессированных народов Дагестана.
Авторы указывают, что в двадцатом веке народы Дагестана наряду с другими народами Северного Кавказа прошли сложный и драматический путь своей истории. Все поистине великие дела совершались под лозунгами борьбы за развитие, расцвет общества и свободы людей Кавказа, но, к сожалению, под этими же лозунгами совершалось немало преступлений и подлостей. В книге анализируются события, связанные с переселенческой политикой русского царизма и большевизма в конце XIX – начале XX столетия, политическими репрессиями 30-х годов, а затем депортация и репрессии в годы ВОВ и послевоенный период.
Особую страницу в трагическую историю народов Кавказа вписали страшные репрессии, обрушившиеся на них в годы Великой Отечественной войны. Сталинизм как форма управления и руководства полагался, прежде всего, на анализ многочисленных докладов и справок, которые готовились людьми и организациями по заданию вождя, ЧК, правительством, ведомствами Ежова и Берии.
В книге читаем: «Только в 1941-1945 гг. в нашей стране сталинским репрессиям подверглись 13 народностей СССР (3,2 млн человек). На Северном Кавказе геноциду подверглись 162, 2 тыс. немцев, 608 тыс. чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев и балкарцев. 13 января 1944 г.» Государственный комитет обороны принял постановление № 5073 «О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахстана и Киргизской ССР». 23 февраля 1944 г. вместе с населением Чечено-Ингушской АССР из Дагестана в республики Средней Азии были выселены 37, 8 тыс. чеченцев-аккинцев, из них 14, 7 тыс. – из Ауховского района, 23, 1 тыс. – из Хасавюртовского, Бабаюртовского районов и Хасавюрта – всего 8386 семей.
Авторы совершенно правильно пишут, что репрессирование чеченцев-аккинцев не было случайным актом, не зря Ауховский район просуществовал очень короткое время – менее 5 месяцев. Видимо, он был создан для удобства выселения.
Репрессии, жестокие и бесчеловечные действия лидеров партии и страны нанесли тяжелую, незаживающую рану нашей многострадальной родине. Чеченцы-аккинцы, вывезенные из Дагестана, были поселены в сельской местности в северовосточном Казахстане, Ошской и других областях Киргизии. Положение спецпоселенцев было очень тяжелым: действовал комендантский режим — два раза в месяц они обязаны были отмечаться в спецкомендатуре по месту жительства; за нарушение режима люди подвергались различным формам наказания, вплоть до тюремного заключения.
В соответствии с постановлением СНК СССР от 9 марта 1944 г. № 255-74-СС «О заселении и освоении районов бывшей Чечено-Ингушской АССР» и распоряжением СНК СССР от 11 марта 1944 г. № 5473 — РО территории четырех районов ЧИ АССР и Ауховского района Республики Дагестан были заселены насильственно изгнанными из сотен аулов жителями Дагестана: аварцами, лакцами, даргинцами и кумыками. Таким образом, с карты Дагестана исчезло много селений и один район (Цунтинский).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 июля 1944 г. Ауховский район был переименован в Новолакский с центром в с. Новолак (бывший Банайаул), переименованы все населенные пункты. Два села – Сталинаул (Акташаух) и Калининаул (Юртаух) – заселенные аварцами, вошли в состав Казбековского района.
Интересные факты и данные приведены в книге: «Количество сел и колхозов, насильственно переселенных в районы бывшей Чечено-Ингушской АССР, в Новолакский, Хасавюртовский и др. районы ДАССР за 1944 г., составило 224, из них полностью переселенных селений – 144, колхозов – 109. Всего переселено хозяйств 16741, людей – 61 тыс., что составило 17 % от общей численности населения горной зоны Дагестана. Говоря о переселении горцев с обжитых мест на новое местожительство, нельзя забывать о разрушении уникальной общины со своими особенностями, традициями и укладом хозяйства, быта, общения».
Новые места жительства в республиках Средней Азии и в Казахстане для ауховцев также оказались непригодными и гибельными. Свирепствовали различные болезни; из-за неумения обрабатывать землю, выращивать культуры разразился голод, от которого умерло больше количество чеченцев-аккинцев. В работах рассматриваются проблемы казачества Дагестана и вопросы реабилитации депортированных и репрессированных.
Как видим, указывают авторы, проблемы репрессированных и депортированных народов оказались катализатором конфликтов межнациональных отношений и политического процесса, зародившегося 70 лет назад в Дагестане. Надо четко понять, утверждается в книге, что без решения проблем, связанных с полной реабилитацией их, невозможно говорить об осуществлении национальной политики Российской Федерации как правового, демократического федерального государства.
Не до конца решенные проблемы репрессированных, депортированных, разделенных народов не способствуют утверждению демократии и получению социальной, интеллектуальной и нравственной свободы. Нельзя допустить возврата к прошлому, надо сделать все, чтобы страна никогда не вернулась к жестокости и репрессиям.
Следует подчеркнуть, что долгие годы тема репрессий и депортации в науке не подвергалась глубокому анализу. События 70-летней давности и теперь освещаются в печати не полно. Заслуга авторов в том, что выпустили две книги по этим проблемам. В 2001 г. с объемом 280 стр. вышла книга «Народы Дагестана: депортация и репрессии», а в 2009 г. на 372 стр. вышла монография «Народы Дагестана: история депортации и репрессий. Трагедия и уроки». На эти темы других книг не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе не появилось. В этих книгах есть ответы на многие вопросы, связанные с депортацией и репрессиями. Авторы книг долгие годы работали в составе Правительств СССР и Республики Дагестан, в структурах городских и районных руководств, участвовали в решениях проблем репрессированных и депортированных народов. При написании этих работ использованы материалы Миннаца РД, документы архивов, Правительств. В работах содержатся документы о проведении репрессий и депортации.
Работы рассчитаны на широкий круг читателей, особенно на тех, кого затронули страдания от ужасов депортации и репрессий.
В конце хочется отметить, что эти работы должны быть представлены на присуждение Государственной премии Республики Дагестан и они достойны получить такую премию.