В мероприятие приняли участие представители науки и общественности республики, преподаватели ДГУ, родные и коллеги Фаталиева.
Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов, открывая заседание, отметил, что Халил Фаталиев сыграл громадную роль в становлении университета в 40-е годы прошлого столетия.
– Халил Магомедович закончил физический факультет Московского государственного университета, защитился там же в 1940 году. До 1942 года он руководил кафедрой физики Дагестанского педагогического института. В 1942 году был назначен директором объединенного тогда вуза – Дагестанского педагогического института и Симферопольского педагогического института и руководил им в течение двух лет. Это был достаточно тяжелый для нашего вуза период, – рассказал Муртазалиев.
С докладом о жизненном пути ученого выступил директор Института физики Дагестанского научного центра РАН Ибрагимхан Камилов.
– Жизненный путь Халила Магомедовича – это путь служения Родине, путь ученого, посвятившего свою жизнь борьбе за передовую советскую науку, за счастье советского народа. В 2015 году исполняется 100 лет со дня рождения, 70 лет научно-педагогической деятельности, и 46 лет со дня гибели в авиационной катастрофе одного из лучших сынов Дагестана – Халила Фаталиева. В его лице наш народ потерял человека богато одаренного, он был талантлив, умен и разносторонне образован. В нем чувствовалась редкая независимость и смелость мысли. Пожалуй, независимость и трудолюбие были основными его природными качествами, – отметил Камилов.
О Халиле Фаталиеве, как о метафизике, рассказал доктор философских наук Мустафа Билалов.
После докладов коллеги и родные ученого поделились воспоминаниями о нем.
Халил Фаталиев был награжден орденами Трудового Красного знамени, «Знаком Почета» и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Кавказа». Он является членом редколлегии ряда научных журналов, членом ученого совета Института философии АН СССР, лектором ЦК КПСС.
Им написаны более 60 научных работ. Основное направление его научных работ – философско-методическое осмысление проблем как естественно-научного, так и общественно-политического характера.