Именно поэтому поддерживаю экспертное мнение М. Шахбанова (статья «Спасти и сохранить» за авторством Шуаны Магомедовой) в «Махачкалинских известиях» от 20.02.2015 по вопросу о преподавании предметов регионального компонента на родных языках (КТНД, история и география Дагестана). Это нормально и правильно. Ведь парадоксально, когда такой предмет, как «Культура и традиции народов Дагестане» (КТНД) в ряде районов Дагестана, где проживает одна народность, изучают на русском языке. Это нонсенс. Почему? Потому что родной язык – главная духовная ценность, так сказать, показатель идентичности народа. Как можно объяснять традиции и обычаи народа на другом языке? Это не укладывается в нашем сознании. Но между тем, в отдельных аварских районах предмет КТНД изучают на русском языке. И это главным образом в районах, где наряду с аварским языком существует и свой язык. Но что мешает им наряду с родным языком (аварским) изучать и этот предмет на аварском языке. Так оно и должно быть. И виноват здесь не Институт педагогики им. Тахо-Годи, как об этом написано в статье, а руководители районных управлений (сейчас заведующие отделом) образования, которые не интересуются, на каком языке изучается этот очень нужный и важный для юного поколения предмет. Действительно, эти учебники лежали на складе учколлектора, который ныне ликвидирован. По просьбе Минобрнауки РД их, наконец, забрали в эти районы. И теперь они лежат на складах УО или в библиотеках школ. А в школах продолжают изучать этот предмет на русском языке. НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи, издавший данный учебник, возмущен отношением чиновников к данной дисциплине.
Что же касается Института педагогики, то здесь мой учебник издан дважды (в 2002 и в 2009 годах), рецензирован и отредактирован, исходя из научных требований. Более того, здесь готовят к изданию учебник по «Культуре и традициям народов Дагестана» для 8-9-х классов на аварском языке.
Институт педагогики искренне заинтересован в издании учебников на национальных языках. Здесь работают опытные научные работники, способные дать научную оценку любому изданию на национальных языках. Из-за отсутствия денежных средств руководство вынуждено откладывать издание. Например, моя рукопись лежит здесь уже третий год.
Выражаю сердечную благодарность старшему научному сотруднику НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи Гамзатову А.Г., зав. сектором родных языков Вакилову Х.С., ныне покойному ст. научному сотруднику Саидову Т.Г. и другим сотрудникам, директору института Магомедову Г.И., поддержавшим и оказавшим реальную помощь в издании учебника КТНД.