Носили и будем носить?

 Деликатность рассматриваемой темы очевидна. Хиджаб – «одежда со смыслом», поэтому всякие разговоры и обсуждения вокруг него нередко превращаются в бурные дискуссии. Памятуя о событиях в ставропольской школе в 2012 году, когда вопрос ношения хиджаба школьницами «поднялся» до государственных высот, можно говорить о том, что общественность России к решению вопроса подходит с болезненным оттенком. Причем с обеих («за» и «против») сторон. А это существенно снижает шансы на компромисс…

 

А ЧЕРНЫЙ ЛАК НЕ РАЗДРАЖАЕТ

Сама постановка вопроса, является ли Дагестан светской или исламский республикой, неправильная, считают в Комитете по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан. Россия – светское государство? А Дагестан – один из субъектов России. Значит, что? – подводит к ответу зампредседателя Комитета Расул Гаджиев. А противоречия, по его мнению, рождаются вследствие необразованности. На территории Дагестана действует федеральное законодательство. Конституция России и Конституция Дагестана, соответствующая букве российского закона. Иных законов нет! Конечно, большинство населения исповедует ислам, но, исходя лишь из этого, утверждать, что Дагестан – исламская республика, будет неправильным, отмечает эксперт. Наше дагестанское общество многообразно во всем: в языковом отношении, обычаях, особенностях проявления культурной идентичности и т.д. Многообразие – наше достояние. Нередко в республику приезжают гости из других стран, чтобы увидеть наглядный пример толерантности в обществе. Если кому-то нравится носить хиджаб, да ради Бога! Большинство ведь носит европейскую одежду, хотя недагестанская она по духу и образу своему. И не важно, какого цвета, главное, чтоб мусульманка была адекватна в своем поведении и действиях. «Мне тоже не нравится, допустим, такое направление в молодежной культуре, как панки. У каждого свое отношение», – резюмирует Гаджиев.

Есть категория людей, которых вообще все раздражает, рассуждает психолог Анжелика Цахаева. Примечательно, правда, что раздражать может черный цвет в одежде, но не черный лак на ногтях или фиолетовый окрас волос. В той географической точке, где родилась эта традиция, ношение хиджаба было разумным. Одежда защищала от песчаных бурь, палящих солнечных лучей днем и прохлады в темное время суток. В Дагестане песчаных бурь нет. Есть увесистая пыль на тротуарах, взметаемая длиннополыми платьями. А бытовые проблемы, как известно, относятся к разряду решаемых. В данном случае стиркой.

Касаемо цвета, психолог делает ссылку на психосоматический статус человека. Человеческий мозг имеет нейроны, которые зеркалят окружающий мир. Видите улыбающегося человека, и вам хочется улыбаться в ответ. Если гримаса неприятная, вы рефлекторно отворачиваетесь. А цвет – это энергия. И в частности, черный нервная система идентифицирует как формализующий, принуждающий. Цвет отрицания, ведь весь цветовой спектр поглощается черным. На бессознательном уровне у людей возникает ассоциация с трауром. Получается, человек, одетый в черное, напоминает нам о горе. Дозу негатива в огород хиджаба обыватель получает из СМИ. Инфоповоды, связанные с мусульманками, носящими хиджаб, часто кричат об опасности, о том, что женщины, одетые таким образом, способны на определенные негативные действия. Обыватель настораживается и начинает воспринимать хиджаб как потенциальную угрозу собственной безопасности. Ведь женщина в купальнике вряд ли у кого вызовет раздражение. Отвернутся, если не нравится. Хиджаб же успел себя «зарекомендовать». Но если это нам не вредит, почему мы должны раздражаться? Ведь все мы разные, никто не должен ненавидеть или пренебрегать друг другом. Нужно искать компромиссы, уточняет эксперт.

 

НЕ БУДЕМ МОЛЧАТЬ!

Вопрос отношения к хиджабу в разных государствах решается по-своему. В Таджикистане, к примеру, решили вообще запретить ввоз одежды, чуждой таджикской культуре. В частности, в своей речи на День матери президент Таджикистана Эмомали Рахмон подверг критике женщин, носящих «иностранную» одежду, особенно черные одеяния, ассоциирующиеся с консервативным исламом. «С древних времен у нашего народа были красивые платья для женщин, наши девушки не носили черных одежд. В соответствии с традициями, черные одежды не приветствовались», – отметил глава государства. Через несколько дней после этого чиновники начали угрожать торговцам, продающим хиджабы, исламские вуали для женщин. А по государственному телевидению показали репортаж о том, что женщины легкого поведения носят хиджабы. Снятые в репортаже женщины, чьи лица были скрыты хиджабами, утверждали, что якобы эти одежды помогают им больше зарабатывать, так как делают их привлекательнее для потенциальных клиентов, сообщает EurasiaNet.

– Таджикский опыт запрета в Дагестане вряд ли будет приемлем, – уверен заместитель имама Центральной мечети города Махачкалы Магомед Курбандибиров. – Тем более что запрет на ношение той или иной одежды нигде не прописан, в том числе в светских законах. Поэтому Курбандибиров расценивает такой шаг как ущемление прав.

Как бы ни называли эту одежду – исламской или хиджабом, она соответствует тем нормам, которые предписывает ислам. То есть полностью закрывает тело женщины, кроме овала лица и кистей рук. Да, здесь преимущественно проживают мусульмане, но все-таки Дагестан – светская республика. А то, что многие недолюбливают черный цвет… Духовное лицо склонно думать, что черный цвет не является однозначно исламским. Допустимы и другие окраски тканей, главное, чтоб они не были вызывающе яркими и привлекающими взгляд посторонних мужчин к женщине.

Национальная одежда ничем не хуже арабской, но запретить кому-то что-то носить никто не имеет права. Кстати, по поводу запретов. «Табу», наложенное на просмотр фильма «50 оттенков серого», исходило именно со стороны ДУМД. Вопрос, почему в таком случае Управление не смирилось с запросами проевропейски настроенной части населения и посчитало нужным вмешаться в дела мирские, Курбандибиров прокомментировал так: «Вот такие запреты от чего исходят? От того что ущемляются права мусульман. Почему мы должны молчать, если унижаются исламские ценности? Мусульманин имеет право защищать свои эстетические и моральные нормы».

Вопрос, а разве пойдет мусульманин на просмотр подобного фильма, для духовного лица так не стоит.

«Вот наш разговор начался с того, что мы говорили, что девушки кого-то раздражают исламской одеждой. Некоторые расценивают это как навязывание исламских ценностей. Мы тоже можем сказать, что подобные фильмы, представления навязываются мусульманам. Почему духовенство должно молчать, когда есть многочисленные просьбы от мусульман республики? Их позиция однозначна, и Духовное управление имеет право защитить права мусульман, граждан РФ. Получается, надо искать золотую середину». Проблему ношения исламской одежды нельзя политизировать. Это приведет к раздору в обществе, уверен Курбандибиров.

В интернет-источниках также содержатся выдержки из Корана, прямо указывающие на необходимость женщинам закрывать свое тело. Аллах говорит: «О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтоб они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их легче будет узнавать (отличить от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – прощающий, милосердный» (Коран, 33:59). Выходит, хиджаб призван защитить женщину от посягательств на ее честь.

 

ЗАСТАВИТЬ НЕ МОЖЕТ

Позиция дагестанского руководства в вопросе ношения хиджаба была высказана в одном из публичных выступлений Главы республики Рамазана Абдулатипова: «Несколько лет назад кавказский свадебный костюм занял первое место в Лондоне. Если бы мы наших дочерей приучали с детства надевать национальное платье, то у нас не вошла бы в моду арабская одежда. Заставить никто не может, но мы должны пропагандировать свою национальную одежду». Пропаганда национальных платьев и костюмов, как известно, состоялась на Дне Конституции Республики Дагестан.

Дагестанский журналист Айшат Тажудинова, не раз озвучившая в СМИ свою позицию по данной теме, полностью разделяет позицию руководства республики: национальная одежда ничем не хуже арабской, не уступает ей ни в скромности, ни в эстетической составляющей, говорит она. И было бы здорово пропагандировать именно свою культуру, свой народ, свой язык. Необязательно носить национальную одежду, но можно привносить элементы нацкультуры в современную одежду. Дагестанские художники-модельеры способны на стилизацию национальных платьев, не сомневается журналист. Хиджаб – это одежда ближневосточная, изначально не содержавшая в себе религиозный компонент. На современном этапе хиджаб пытались превратить в политический инструмент. Хотя ислам является толерантной религией. «Тысячу раз соглашусь с Главой республики, когда он говорит, что отношение к религии заключается не только в том, чтобы носить хиджаб, но и в том, чтобы быть образованным человеком, знать тысячелетнюю историю ислама. И не только ислама, но и других мировых религий. И, наверное, если мы будем носить одежду, имеющую отношение к дагестанскому народу, это будет лучшим доказательством того, как мы относимся к своей Родине. Хиджаб не отражает наших культурных особенностей». Главная проблема, считает журналист, кроется в отсутствии идеологии. Взамен ушедшей коммунистической иной выработано не было. А все должно быть на своем месте. Религия на своем, идеология на своем. А когда эти понятия подменяются, происходит распад сознания и утеря национальной идентичности, отмечает Тажудинова.

Сотрудница нашего издания Шуана Магомедова носит хиджаб, правда, не черного цвета. И вот какова ее позиция: «Я не думаю, что ислам ведет в средневековье или, надев хиджаб, я перестала читать книги и изучать искусство. Нет. Стремиться к знаниям – обязанность каждого мусульманина. Я не считаю, что нам всем нужно разом переходить на национальную одежду. Вы ходили бы каждый день в платье с тяжелыми нагрудниками и поясами? Я – нет. Да и мои бабушки так не ходили. Даргинская бабушка носила простое даргинское платье, лакская – костюм и платок. Мой хиджаб – это моя жизненная позиция, которую я никому не навязываю, и, пожалуй, самое малое, что я могу сделать для Бога. Мне редко что-то высказывают по поводу моей одежды. Возможно, потому что ношу светлый платок и всем своим видом показываю, что «не взрываюсь». А если что и говорят, не отвечаю вообще. Если люди не научились вести себя в светском обществе прилично – это их проблемы».

Проблема ношения хиджаба является скорее обостренной, нежели действительно остро социальной. В самом деле, если рассматривать под лупой все, что носит дагестанская молодежь, можно придраться к чему угодно: к коротким юбочкам, утягивающим джинсам (которые ранее так же вызывали чувство стойкой неприязни у дагестанских отцов, теперь же волнения поулеглись) и разной степени открытости кофточкам. Вопрос, наверное, лучше переформулировать, исходя не из позиции запретов, а из того, что удобно носить каждому человеку в отдельности. Тем более ничто не вечно, и даже те, кто сегодня яро отстаивал свои права на причастность к той или иной форме самопрезентации, могут изменить своим взглядам или вкусам в одночасье (сославшись на множество причин). Кстати, одна из последних тенденций, наметившихся в дагестанском обществе, – интерес ко всему национальному. В каком направлении она будет развиваться, увидим в скором времени. Так или иначе, но большая часть населения неизменно приветствует здоровый эстетический фон и скромность в одежде. Это нехитрое правило применимо к любому возрасту во все времена. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам