«Книги, о которых идет речь, посвящены вопросам социально-философского анализа того периода моей работы, когда я возглавлял республику, как президент. Может быть, это представит определенный интерес для тех, кто интересуется развитием республики, разными сценариями развития региона и в какой-то мере страны. Естественно, это только мое мнение. И только лишь это», – начал свое выступление Муху Алиев.
Отмечая основные концептуальные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в тот период, первый Президент Дагестана большое внимание уделил проблеме взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти. По его мнению, «государство должно быть не бумажным, а реально федеративным»: «Это не значит, что я за анархию, которая была при Ельцине (когда на Урале даже собирались выпускать свои деньги). Федеральный центр должен давать регионам возможности для развития и при этом спрашивать с их руководителей.
К глубокому сожалению, в период работы 2008-2009 гг. (я во второй книге об этом говорю) не было согласованной работы между региональными органами власти и федеральными. Многие вопросы, которые ставились, не решались. И не только не решались, но даже искусственно создавали сложности в работе. Известная история налоговика. Помните? (ситуация вокруг назначения в феврале 2009 года исполняющим обязанности руководителя УФНС республики Владимира Радченко. Муху Алиев раскритиковал деятельность главы ФНС России Михаила Мокрецова и сказал, что его назначенец «здесь работать не будет». – Прим. «МИ»). Вся страна обсуждала это: вот в республике выгнали этого налоговика, не дали ему работать. И правильно мы его выгнали, и правильно мы ему не дали работать. Это было связано именно с тем, что не было синхронности, согласованной работы. Она должна быть. Если ее не будет, то никакие задачи выполнить невозможно.
Как подчеркнул Муху Алиев, «самурский вопрос» и история с «изгнанным налоговиком» были связаны с проблемой, о которой он говорит. В статье 32 Конституции РД говорится о том, что это предмет совместных полномочий. То есть не может руководитель Налоговой службы РФ, не считаясь с мнением руководства республики, ни назначать, ни освобождать кого-то.
Также главный закон республики прописывает, что вопросы касаемо территории Дагестана не могут рассматриваться без волеизъявления народа. Никакой президент не имеет права такие решения принимать. Так же, как и вопросы касаемо природных ресурсов региона и интересов коренных народов на основании Конституции РФ должны решаться совместно.
Впрочем, «самурский вопрос» оказался первым вопросом, который задали Муху Алиеву.
– Общественности до сих пор непонятно, что продали, что не продали. Объясните, пожалуйста.
– Я подарю вам книгу, чтобы вы полностью прочитали, но коротко скажу: ничего не продали, если говорим о купле-продаже. Самур – это внутренняя река Российской Федерации, Республики Дагестан. 4% стоков Самура образуется на территории Азербайджана. 96% – на территории Дагестана. В советское время в интересах единого государства СССР распределение водных ресурсов было проведено таким образом, что большую часть воды получал Азербайджан – до 70%. Но после развала Советского Союза Азербайджан по-прежнему продолжал получать эту воду и пользовался этой водой, не спрашивая нас. На протяжении всех переговоров, которые проходили с 1994 года, позиция нашего государства при Ельцине, при Путине, вплоть до 2008 года, до прихода Дмитрия Анатольевича Медведева, была такая: государственная граница должна проходить по правому берегу реки Самур и по водоразделительному сооружению. Таким образом, защищались наши интересы – Дагестана и Российской Федерации.
В 2008 году эта ситуация внезапно изменилась. Одна из первых поездок Дмитрия Анатольевича была в Баку, и после его поездки стали возникать вопросы: вот, они не хотят, они требуют водоразделительное сооружение оставить на территории Азербайджана, границу провести посередине моста. Появились новые моменты, направленные на то, что мы должны и часть территории им уступить, и воду делить 50 на 50. Мы возражали против этого. И когда был Госсовет при Магомедали Магомедовиче, и я возражал. Т.е. мы, в крайнем случае, даже были согласны оставить 50 на 50, но чтобы водоразделительное сооружение оставалось на нашей территории. Но руководство страны с нами не согласилось и приняло тот вариант, который предлагал Азербайджан. Это, если коротко, смыл того, что произошло.
Я считаю, это неправильное решение. Это не говорит о том, что мы как-то плохо должны к Азербайджану относиться, но это уже другое государство. А почему они нам газ не дают бесплатно? Или даже не соглашаются проводить газо- и нефтепроводы через свою территорию? Вы же видите, какую прагматичную политику они ведут. Почти ни по одному вопросу не идут навстречу. Я их не обвиняю в этом. Они защищают свои государственные интересы. Правильно делают. В том числе свои отношения с Россией они строят так, как считают нужным.
Но воды на планете будет становиться все меньше и меньше. Сегодня мы не можем даже при желании забрать эту воду, потому что Правительство РФ уже 20 лет не выполняет постановление о строительстве разных гидросооружений, чтобы мы могли забирать свою воду.
Это очень серьезная проблема и, к глубокому сожалению, она была вот так несправедливо решена. В этом вопросе ущемлены наши интересы.
На презентации также выступили декан эколого-географического факультета ДГУ Гайирбек Абдурахманов, президент ДГУНХ Гамид Бучаев, уполномоченный по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омарова, экс-министр сельского хозяйства в годы президентства Муху Алиева Мурат Шихсаидов, руководитель УФАС по РД Курбан Кубасаев и ректор ДагГАУ Зайдин Джамбулатов, который, говоря о презентованном трехтомнике, отметил: «Сегодня в этом зале родился новый учебник истории Дагестана».