В работе конференции приняли участие член-корреспондент академии МААМ (Международная академия архитектуры в Москве), почетный архитектор Российской Федерации Владимир Бесолов, доцент кафедры музыкального образования Московского государственного института культуры Тимур Мусаев, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Маргарита Хрущева, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Мисрихан Маммаев и другие.
Открыл мероприятие директор Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Магомед Магомедов. Поприветствовав участников конференции, Магомедов рассказал о деятельности ИЯЛИ ДНЦ РАН.
– Одним из научных направлений нашего Института является проблема изучения народного и профессионального искусства дагестанских народов, рассмотрение вопросов его становления и развития. Также особое внимание мы уделяем исследованиям национального своеобразия региональной общности, разработке проблем возрождения народно-художественных традиций. Эти проблемы в нашем Институте исследуются в отделе истории искусств, который был создан еще в 1973 году. В отделе также ведутся фундаментальные и прикладные исследования в области традиционного и профессионального искусства Дагестана по различным направлениям. Я также хочу особо отметить вклад в развитие дагестанского искусствознания и становление отдела истории искусств ученых-искусствоведов Дибира Магомедова, Манашира Якубова, Мисрихана Мамаева и других. Я уверен, что наша конференция будет способствовать решению важных вопросов современного знания в области искусства, выявлению особенностей в развитии художественных процессов разных регионов Кавказа, – отметил директор ИЯЛИ.
С докладом на тему «Средневековое архитектурное койне (общенародный язык) народов Дагестана как закономерный источник творческой преемственности для современных зодчих» выступил Владимир Бесолов. В своем докладе он говорил о необходимости сберечь свою языковую специфичность, культурную уникальность и этническую идентичность.
– Более того, крайне важно сберечь и неповторимость своего облика, национального образа, свою эстетическую выразительность. В то же время необходимо помнить еще и о том, что для горских народностей Большого Кавказа особое значение имеет фамильно-родовой процесс неразрывности и целостности поколений. Именно непрерывный процесс преемственного развития поколений имманентно способствовал соблюдению морально-нравственных основ и традиционных этических норм. Не секрет, что без осознания вечной мудрости минувших веков и ушедших поколений, без сформированного веками, быть может, и тысячелетиями, оригинального и богатого опыта отдельно взятого народа, невозможно было выжить и сохраниться полнокровной деятельной личностью, довольно значимым горским этносом, – констатировал Бесолов.
Об особенностях художественных традиций дагестанских промыслов и ремесел рассказал в своем докладе главный научный сотрудник ИЯЛИ Амирбек Магомедов. В частности он отметил, что в России в истории развития художественной культуры того или иного народа важное место занимают историко-культурные связи с соседними народами, как и для дагестанских народов, где развитие известных народных художественных промыслов и ремесел трудно представить без культурных влияний Закавказья и Северного Кавказа.
– Культурные обмены между народами региона интенсифицируются с присоединением Кавказа к России. Развитие всероссийского рынка, рыночных отношений и культурных связей между кавказскими народами особенно усиливается в конце ХIХ – начале ХХ в. Этому способствует рост городов, развитие городской культуры, массовое отходничество дагестанских мастеров. С этого времени исследователями зафиксированы как прямые, так и опосредованные влияния школ традиционного и профессионального искусства закавказских и северокавказских народов на декор, техники, формы изделий дагестанских мастеров ковроткачества, ювелирного дела, обработки меди, резного дерева и камня, гончарного дела, вышивки, – рассказал Магомедов.
Ученый также отметил, что одной из развитых традиций художественного ремесла в республике было ворсовое ковроткачество.
– Его формирование в Дагестане, как иногда можно судить по популярным исследованиям, относится к эпохе раннего средневековья, с чем трудно согласиться. Дело в том, что особый интерес к ворсовым коврам как к элементу интерьера, появляется в последней четверти XIX в. С этим был связан и рост экспорта ковров с Кавказа в Европу. Поэтому в это время в Южном Дагестане широко распространяются техники ворсового ткачества, – отметил сотрудник ИЯЛИ.
На конференции с докладами также выступили Маргарита Хрущева, Мисрихан Маммаев и другие.