Фестиваль был посвящен 85-летию издательства «Просвещение», проходил на базе президентского лицея, а съехались на него десятки лучших педагогов из республик Северо-Кавказского федерального округа. Дагестан представляли 6 педагогов.
Издательство «Просвещение» специализируется на выпуске учебников, на которых выросло не одно поколение россиян, в том числе известных сегодня ученых, изобретателей, политиков.
ПОЧЕМУ В ГРОЗНОМ?
Почему для проведения фестиваля выбран был город Грозный? Оксана Михайловна вопросу не удивляется: – В Чеченской Республике сегодня очень сильно взялись за образование, – говорит она. – Много делается, чтобы поднять престиж учителя, школы, знаний. Наверно, это происходит для того, чтобы преодолеть в сознании последствия военных действий. В Чеченской Республике ставка делается не только на знания и образованность учителя, но и на его умение преподнести эти знания учащимся.
Президентский лицей – новое, прекрасно оборудованное здание, оснащенные классы, очень престижное учебное заведение, где смогли принять более 400 гостей, но больше всего было представителей из самой Чеченской Республики.
Нам повезло: лекции читали сами авторы учебников издательства «Просвещение», мы узнали много нового и познавательного.
НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ
Мы, учителя, показывали свои мастер-классы, демонстрировали, как работаем на базе своих школ. Мы же не просто так ходим на работу, отбывая свои часы, но стараемся внедрить что-то новое, какие-то свои наработки.
Такие фестивали-конкурсы педагогического мастерства очень нам нужны для самообучения, чтобы ни в коем случае не останавливаться на достигнутом.
Конкурс проходил в 4-х номинациях, в одной из них, которая была обозначена как «духовно-нравственное воспитание», я принимала участие.
Мое выступление не было первым, и я боялась, что слушатели устанут и не будут внимательны. Но всем понравилось, как был преподнесен материал.
Мое выступление было на тему, которая меня действительно волнует, – это духовно-нравственное воспитание.
Мы можем дать ребенку определенный уровень знаний, но не менее важным является работа по его воспитанию.
Мне предлагали перейти на работу в Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров, где я была бы методистом, но я отказалась.
Если каждые 4 года у меня есть возможность выпускать по 30-40 воспитанных учеников, то наш Дагестан, наша страна на самом деле будут процветать.
Мое призвание – это школа, и профессию менять я не буду.
НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ
Воспитание – великая вещь, время идет, а ребенок, приученный к чтению, умеющий добывать информацию, усидчивый может работать самостоятельно.
У меня много талантливых, воспитанных учеников. Помню, в один год было 8 моих выпускников-медалистов, в этом – трое.
В этом году вся страна отмечала 70-летие Великой Победы, мы, разумеется, не могли пройти мимо этой знаменательной даты.
Наш дагестанский народ достоин того, чтобы дети знали своих героев, воспитывались на их примерах.
И знаете, детям эта тема была интересной. Когда был всероссийский урок мира, я рассказывала ученикам о войне, о подвигах, совершенных самыми обычными людьми.
Наши дагестанцы воевали наравне со всеми народами Советского Союза, защищали родную землю. И я сказала детям: когда вы придете домой, спросите у родителей, были ли в вашей семье люди, которые тоже защищали Отечество на полях Великой Отечественной?
На следующий день дети пришли воодушевленные, принесли фотографии родственников, письма с фронта, некоторые нашли газетные публикации.
Совместными усилиями мы создали свой проект Книги памяти, в которой рассказываем о героях войны, не получивших широкую известность. Но ведь каждый солдат является для своей семьи настоящим героем.
Еще один наш интересный проект – Карта памяти, когда ученики описывают памятник герою на территории Махачкалы или в Каспийске.
Таким образом, дети расширяют свой кругозор, показывают другим, как можно самостоятельно добывать знания. А когда из Москвы приходят награды – дипломы и сертификаты, то это является хорошим стимулом для ребят в их дальнейших исследованиях.
ПО МОИМ СТОПАМ
Я как-то давала мастер-класс в Институте повышения квалификации, обратила внимание, что у многих учителей имеются собственные интересные наработки. Но они держат их при себе, не демонстрируют дальше своей территории. Но ведь каждый учитель интересен, каждый может оставить след в своей профессии, если ученики продолжат его дело.
Мне приятно, когда выпускники идут по моим стопам и, глядя на меня, выбирают своей профессией педагогику, стараясь достичь высот в учебе и работе.
Сегодня моя выпускница Светлана Афанасьева, окончившая гимназию с медалью, учится в Дагестанском государственном педагогическом университете. В моем 4-м классе есть девочка Нармила Курбанова, у нее уже сейчас чувствуются задатки педагога. Она внимательно наблюдает, как я работаю, и часто говорит мне, что тоже хочет быть учителем начальных классов.
В нашей школе работали замечательные учителя: Диана Андреевна Кожевникова, Руфина Дмитриевна Корженевская, Геннадий Алексеевич Абрамов и многие другие, по чьим стопам в профессии пошли их ученики.
А наш выпуск – 90-го года вообще легендарный: столько талантливых выпускников поступили в престижные вузы, стали первоклассными мастерами своего дела.
Я на отлично окончила ДГПУ, в 2006 году стала лауреатом президентского гранта «Лучшие учителя России», в 2012 году в Московском психолого-социальном университете защитила диссертацию, стала кандидатом педагогических наук, сегодня готовлю докторскую диссертацию.
Тема очень важная для меня – воспитание младших школьников, роль учителя и семьи в этом воспитании.
Очень важно, воспитывая ребенка, опираться на обычаи и традиции народов Дагестана. Наша республика – кладезь богатейшего опыта в формировании ребенка, мы обязаны не забывать многовековой опыт народа, сохранить и сберечь наши корни.