В ходе мастер-класса, который был разделен на две части (теоретическую и практическую), участники узнали, как создаются пользовательские интерфейсы, и попытались спроектировать дизайн пробного сервиса. Дмитрий Сатин научил принципам проектирования приложений и сервисов, ориентированных на пользователей, и рассказал о том, каким образом этот подход позволяет разработчикам программного обеспечения (приложений) достигать целей, для которых создавался продукт.
После мастер-класса корреспонденту «МИ» удалось задать несколько вопросов Дмитрию Сатину.
– Проект UsabilityLab. Что это такое? В чем его суть?
– Это небольшая, но уникальная компания. Вообще, что такое «юзабилити»? Это, говоря простыми словами, – эргономика или удобство. Наш проект ориентирован на помощь клиентам, обратившимся к нам, в выработке правильного решения относительно того, как продукты должны выглядеть. В первую очередь, конечно же, цифровые продукты. Будь то сайт, мобильное приложение, платежный терминал… Мы помогаем понять, что нужно пользователям, потому что используем инструменты, применяемые психологами: интервью, наблюдения, опросы.
Затем мы предлагаем макет решения, который соответствует интересам пользователей, а после – еще и тестируем конечный продукт. Это называется «юзабилити-тестированием». На этом этапе мы просим конечного пользователя выполнить те действия, ради которых продукт создавался. Именно здесь мы понимаем все свои ошибки и, конечно, исправляем их.
Подход, который я сейчас описал, позволяет очень экономно тратить деньги на разработку. Потому что ты не делаешь ничего лишнего. То есть, в сотрудничестве с пользователями, которые лучше знают, что им нужно, получается, как минимум, удовлетворительный продукт.
– Как вы пришли к идее создания этого проекта?
– Знаете, эта идея пришла не мне, а моему тогдашнему работодателю. Тогда я не собирался становиться предпринимателем, работал как специалист, был проектировщиком.
Все ожидали от меня, что я буду писать скучные задания для создания сайта, а я просто взял и сделал его. В момент, когда клиент принимал решение о сотрудничестве с нами, я показал ему модель будущего сайта.
Тогда мне сказали: «Слушай, мы не знали, что так можно, но нам это очень нравится. Набирай сотрудников и начинай работу». Появился отдел, который был очень востребован. И в один момент мой тогдашний наниматель предложил мне заняться собственным бизнесом. Я очень сопротивлялся, потому что не хотел связываться с этим. Но меня, так сказать, «подпихнули»…
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы реализации проекта UsabilityLab в Дагестане?
– Это зависит от того, насколько будет развиваться IT-рынок в Дагестане и сколько будет бизнес-инкубаторов, подобных тому, в котором мы сегодня встретились.
Оценить, каковы перспективы IT-рынка именно в вашей республике, мне немного сложно, ведь я в Махачкале впервые. И я не знаком с общим предпринимательским климатом здесь, но мне кажется, что многое зависит от людей, добившихся результатов, которые начинают открывать здесь подобные центры (Благотворительный фонд «Пери» владельца и председателя совета директоров группы компаний «Сумма» Зиявудина Магомедова – спонсор бизнес-инкубатора «Пери Инновации». – Прим. «МИ»). Во многих городах жалуются, что молодые специалисты уезжают за границу. Да, такая проблема существует, потому что нужные условия не создаются.
Нельзя забывать о том, что у кавказских народов есть большая привязанность к родителям и своей малой родине. Я думаю, что в условиях такого менталитета и культуры просто нужно создать правильные условия для молодежи – и «мозги» начнут работать в нужном русле. А потом сработает принцип снежного кома. То есть, когда здесь появится технологический эпицентр, люди начнут уже приезжать к вам. Сначала как гости, но потом, когда здесь начнется работа, я уверен, высококлассные специалисты захотят в ней участвовать.
– В ходе мастер-класса вы упоминали о новаторах или IT-экстремалах, готовых принимать все новое, и консерваторах, противоположных первым. Кого, на ваш взгляд, больше в Дагестане?
– Опять же подчеркну, что в Дагестане я впервые, но родился и вырос в Закавказье. И у кавказских, и закавказских народов есть небольшая схожесть. С одной стороны, можно сказать, что разделение на «экстремалов» и консерваторов существует во всем мире и процент примерно одинаков, но в силу культурных особенностей, социальные связи играют здесь большую роль. И по моему мнению, именно социальный эффект «сарафанного радио» здесь будет очень силен. То есть, новаторы преобладают.