Конференц-зал был переполнен гостями и участниками мероприятия. В президиуме сидели вице-премьер Правительства РД Рамазан Джафаров, начальник Управления пресс-службы и информации Администрации Главы и Правительства РД Тамара Чиненная, министр печати и информации РД Азнаур Аджиев, ректор ДГУ Муртазали Рабаданов.
С приветственной речью к присутствующим обратился Рамазан Джафаров. «То, что происходит сегодня в Сирии, это угроза не только Ближнему Востоку, но и в целом всей цивилизации. Наверное, поэтому многие проявили высокий интерес к конференции и прибыли в Дагестан для обсуждения этой проблемы, чтобы послушать друг друга, привести свои рекомендации и выводы. В ХХ столетии мы боролись с одной бедой – чумой ХХ века – фашизмом. Но тогда удалось собраться всем, несмотря на разный социально-экономический уровень развития. Сегодня настал день, когда нужно забыть все наши разногласия, собраться и решить проблему ИГИЛ. Если мы сегодня эту проблему не остановим, то, думаю, в последующем будет очень трудно справиться с этой бедой. Желаю вам успешной работы и надеюсь, что вы этим вопросом будете заниматься не только в рамках конференции», – напутствовал вице-премьер Дагестана.
Отметим, сначала мероприятие модерировал Муртазали Рабаданов, позже эту функцию глава Мининформа республики передал гостю республики – директору Центра геополитических экспертиз, члену Общественной палаты РФ Валерию Коровину.
Последний поблагодарил Аджиева за «теплое представление» и сразу перешел к делу. В своей речи он отметил, что все присутствующие «делают общее дело, главным итогом которого является смысловое наполнение государства».
«Это идеологический ответ тем угрозам, с которыми мы сталкиваемся в последнее время – с новой напастью, которая зашифрована в аббревиатуре ИГИЛ. Деятельность ИГИЛ может и укладывается в категорию, которая определяется в политологических кругах как исламизм. Но к исламу, как древней традиции мира и согласия, она не имеет отношения. ИГИЛ лишь эксплуатирует искренние чувства мусульман, для того чтобы их перенаправить в достижение конкретных политических целей в интересах заказчиков. Деятельность ИГИЛ и близких к ней террористических группировок имеет геополитический маркер, то есть во всех случаях их деятельность играет на руку нашему идеологическому оппоненту – США, которые в неком стратегическом формате и моделируют все процессы на Ближнем Востоке. Это геополитическая функция, которую выполняют сторонники ИГИЛ вольно или не вольно, но их устремления стабильно играют на руку нашему геополитическому противнику», – завершил Коровин, после чего передал слово докладчику конференции, известному российскому политологу, секретарю-координатору Кавказского геополитического клуба Яне Амелиной.
Амелина отметила немало существенных тезисов в противодействии экстремистской организации ИГИЛ (деятельность которой запрещена на территории РФ). Один из них – общность целей и задач всех существующих террористических группировок.
«ИГ, как известно, появилось не так уж давно, чуть более года назад. До этого ему предшествовало множество других группировок. И после разгрома ИГИЛ, за ним, скорее всего, последуют другие группировки. Поэтому, название конкретной группировки значения не имеет. Важны только их цели и достижения. За террористическими организациями стоят западные структуры. Причем очень давно. ИГИЛ является инструментом западного геополитического проекта по ослаблению и уничтожению России. Об этом говорят и их методы воздействия: абсолютно бандитские. Уничтожается население по национальному и другим признакам, ИГ занимается незаконным бизнесом: от торговли нефтью до торговли людьми. Криминальная составляющая очевидна. Как относиться к тем людям, кто уходит в ИГИЛ и в другие радикальные группировки? К сожалению, в наше время такова реальность, что ребята, ушедшие в эти группировки, тоже наши дети. Но это никакие не дети. Это преступники, у которых человеконенавистническое мышление. И относиться к нему нужно соответствующе. Все должно ужесточаться по отношению к таким людям. Пример с Варварой Карауловой показывает, что государство работает в этом направлении. Стоит ли называть «Исламское государство» исламским или ему нужно придумать какое-то новое название?», – вопросом завершила свой доклад Амелина.
Надо сказать, 20 минут, вышедшие из регламента выступления докладчицы, не прошли для Амелиной бесследно. Реакция зала была молниеносной. Первым оппонентом выступил заместитель министра печати и информации Дагестана Зубайру Зубайруев. Он выразил несогласие с утверждением, что экстремистами нужно считать только представителей одной из конфессий, упомянув при этом националистов-скинхедов из Москвы и Санкт-Петербурга.
«Говорите, не нужно церемониться с этими 18-летними детьми, которые уходят к террористам. У них якобы не было проблем. У них есть проблемы. Вот, говорят, среднестатистический парень в России может вполне найти работу. Нет работы для молодых ребят в Дагестане, Яна (обращается к докладчице Яне Амелиной. – Прим. «МИ»), нет! Говорят, они все живут в достатке, поэтому они дурью маются. Может быть, это подходит для москвичей, но не для дагестанцев. Россия разная. И поэтому я за то, чтобы применять жесткие меры, но применять их к экстремистам всех мастей.
ИГИЛ – это великолепный медийный проект по дискредитации ислама, который, к сожалению, получил широкое распространение… И, как сказал наш Глава республики (Рамазан Абдулатипов. – Прим. «МИ»), нам всем – экспертам, журналистам, общественникам нужно уяснить одно: никакого исламского терроризма не существует. Эти явления сугубо антиисламские, они направлены на ослабление ислама и в целом России. Поэтому, я вас очень прошу, не упоминайте эти фразы. Думаю, фраза: «Россия воюет с «Исламским государством»» категорически запрещена. Россия воюет с группой террористов. Никакого ислама, никакого государства там нет. Надо это понять. Молодые ребята ведь так и воспринимают – РФ воюет против «исламского государства», значит против ислама», – подчеркнул Зубайруев.
Не менее экспрессивна в выражениях была и гостья республики, обозреватель газеты «Московский комсомолец» Екатрина Сажнева. Как выяснилось, российская журналистка побывала в Турции, и ей удалось побеседовать с ребятами, попавшими под влияние ИГ. При этом для нее до сих пор остался риторическим вопрос о том, как их, со шлейфом уголовных дел выпускают из России,
«Ребята мне сами говорили: «Да, нас выпустили без проблем». Значит, это кому-то нужно. Рано или поздно, эти люди вернутся. Либо вернутся, либо уведут за собой людей, которые сейчас здесь, но могут уйти, потому что они без работы и никому не нужны. А мусульмане центральной части России не могут устроиться на работу. Куда бы они не пошли, их не берут. Когда они сообщают работодателям о том, что хотят совершать намаз пять раз в день, на них смотрят страшными глазами и отказываются брать. А у них дети. Многие мусульманские семьи – многодетные. Что им остается делать? Они пытаются ходить в мечети, поговорить с муфтиями (имамами) Муфтии тоже от них открещиваются, говорят: «Иди, откуда пришел». Естественно они ищут другой путь – арабских вербовщиков, которые им скажут, что такое настоящая жизнь. Когда они приезжают в ту же Турцию, им приходится заниматься не очень хорошими делами. Но при этом они живут в двухэтажном дупликсе. Понятно, что после этого они не вернутся в Россию», – рассуждает Сажнева.
Патимат Омарова, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ, в свою очередь, согласилась с ранее выступавшим Зубайруевым в том, что жесткий подход правоохранителей по отношению к молодым ребятам не всегда правилен и действенен.
«Во-первых, сегодня нужно разрабатывать программу по адаптации этих семей не потому, что мы их любим и поддерживаем сыновей, которые совершают антигосударственные, антиобщественные действия, а потому что мы можем получить новых боевиков. Во-вторых. Как работают с нашим населением представители правоохранительных органов? Они создают очень важную основу для общественной безопасности, они реально делают очень много, чтобы противодействовать ИГИЛ. Однако многие рядовые сотрудники МВД очень плохо разговаривают с нашими мусульманами. Я это говорю, как декан факультета. К нам регулярно приходят правоохранительные органы, которые общаются с девушками, носящими хиджаб. Так вот, приведу случай, в котором главной героиней оказалась моя магистрантка, носящая хиджаб. С ней также правоохранители проводили разъяснительные беседы. Разговаривали грубо. Тогда она сказала: «Ребят, вы неправильно разговариваете с такими девочками. Нужно разговаривать ласково. Потому что с той стороны с ними разговаривают именно так, вовлекая в эту антигосударственную деятельность», – заметила выступающая.
Последним докладчиком в первом блоке конференции был генеральный продюсер «Живого Журнала» Тимофей Шевяков. Докладчик рассказал о важнейших проблемах воздействия на российское общество при помощи социальных сетей.
На этом основной блок конференции был завершен. Следующими пунктами программы следовали тематические секции и мастер-классы от ведущих российских экспертов и журналистов. Отметим, конференция продлится до 13 ноября.