В минувшую пятницу в мечети произошла смена имама, которого назначило руководство республиканского Муфтията. Что за этим последовало – в обзоре «МИ».
КАК НАЗНАЧАЛИ ИМАМА
После пятничной молитвы 20 ноября прихожанам мечети «Ан-Надирийа» был представлен новый имам – Давуд Тумалаев, занимающий пост проректора Дагестанского гуманитарного института. Представлению нового имама предшествовало задержание прихожан мечети сотрудниками правоохранительных органов, которые «погружали» людей в автобусы, доставляя их в Советский РОВД. Причины задержания полицейские не назвали, сообщил в тот день портал «Кавказский узел», который наряду с другими СМИ отслеживал хронологию событий. Во время представления нового имама, джамаат (община. – Прим. «МИ») высказал свое несогласие с решением Муфтията, поскольку новый имам представляет суфийское течение в исламе, тогда как основной костяк прихожан придерживается салафитского направления в религии.
Заинтересованные в данной проблеме пользователи сети Facebook салафитского толка назвали подобную ситуацию «рейдерским захватом» (мечеть не относится к Муфтияту и находится в частном владении. – Прим. «МИ»), возмущались присутствием силовиков, негодовали, что с их мнением никто не посчитался. Особо рьяные призывали «брать на абордаж» и не вставать на намаз за новым имамом, уезжать из республики, отстаивать мечеть до последнего вздоха. Другие их успокаивали и просили не поддаваться на провокации, уповать на волю Господа и не реагировать на «агрессоров». Представители тариката, наоборот, писали, что «мечеть теперь наша», призывали молодых людей 5 раз в день приходить на намаз именно на Котрова, писали о создании отряда дружинников, которые будут охранять мечеть и днем и ночью от каких-либо провокаций со стороны постоянных прихожан. По сети WhatsApp началось распространение информации о том, что в район улиц Ярагского – Котрова в ближайшее время лучше вообще «не соваться», а то могут взорвать, избить, убить… Всеобщее напряжение по обе стороны баррикад росло.
Поскольку мечеть была построена на средства братьев Хачилаевых – Надиршаха (убит в 2003 году. – Прим. «МИ») и Магомеда (убит в 2000 году. – Прим. «МИ»), земля под мечетью и само здание юридически оформлено на родственников Хачилаева. Сын Надиршаха – Муртазали тоже принимал участие в непростом вопросе смены имама и у себя на странице в Facebook высказал надежду на поиск компромиссного решения, которое устроит всех – и Муфтият, и прихожан (стиль и орфография автора сохранена. – Прим. «МИ»).
«Всем хочу сказать, что уже несколько дней ищутся пути решения проблемы. Прошу братьев не поддаваться ни на какие провокации, и сами тоже, чтоб не создавали конфликтные ситуации. Мы хорошо дали понять, что нас не устраивают подобные решения, которые они приняли, не посчитавшись с джамаатом мечети, но мы также изъявили желание пойти на компромисс и прийти к решению, которое устроит и джамаат мечети, и самих властей. Поэтому прошу моих братьев не торопиться и не нужно заниматься рассылками всяких сообщений о том, чтоб где-то собираться, тем самым обострять и без того не простую ситуацию, и усложнять процесс решения проблемы. Иншаллах во всем благо, надеюсь в конце-то концов люди поймут, до чего могут довести эти игры ненависти друг к другу, надеюсь, все поймут, что без братства и единства нет у нас будущего! Ни в мечети, ни в жизни, ни в ахирате! Да простит нас Всевышний Аллах и поможет найти путь решения проблемы. Делайте все дуа», – ответил Муртазали Хачилаев на многочисленные вопросы о «захвате» мечети.
Расставить все точки над «i» и объяснить смену руководства мечети попытался имам Центральной джума-мечети г. Махачкалы Мухаммадрасул Саадуев, который пользуется уважением как среди суфиев, так и среди салафитов, устроив пресс-конференцию в редакции газеты «Черновик».
ЗАХВАТА НЕ БЫЛО?
Участниками пресс-конференции стали представители СМИ, блогеры и даже прихожане мечети. Вопросов было много: интересовались, что теперь будет с мечетью, будет ли она закрыта для салафитов, ожидается ли смена имама и в мечети на улице Венгерских бойцов (также является мечетью салафитского толка. – Прим. «МИ»).
Так, корреспондент РИА «Дагестан» Махач Вердиев попросил Мухаммадрасула Саадуева прокомментировать ситуацию, связанную со сменой имама мечети, а также слухи, которые будоражат дагестанскую общественность с минувшей пятницы.
«Конечно, многие не совсем понимают такой ход Муфтията, который считается вынужденной мерой, и, к сожалению, некоторые восприняли это как завершение мирного диалога. Мы получили сообщение о том, что мечеть могут закрыть силовые структуры, хотя закрытие мечетей мы считаем делом небогоугодным. Поэтому Муфтият был вынужден взять на себя ответственность за смену имама. Конечно, все это делалось по согласованию с прежним имамом мечети (Хасан-хаджи Гасаналиев. – Прим. «МИ»), который был уже не способен выполнять функции имама в силу своего возраста и здоровья. Поэтому многие восприняли это как какой-то захват. Да, молодежь, которая там собралась, была приглашена, а некоторые из них пришли стихийно, проявила, к сожалению, некую грубость… Но мы – люди разумные, поэтому не должны выносить общее мнение о произошедшим, исходя из действий каких-то глупцов. Мы должны стремиться к конструктивному диалогу и хотим, чтобы во всех случаях победителем был ислам. Кто-то, может быть, не согласен со сменой имама, который является временно исполняющим обязанности. Его кандидатура не является окончательной. ИншаАллах, в этой мечети могут комфортно молиться все мусульмане, и новый имам сможет отвечать всем критериям этой должности. Я уверен, что никто не хочет развязывания фитны (смута. – Прим. «МИ») в этом вопросе. Люди, имеющие связь с этой мечетью, ее не потеряют. Они будут иметь возможность делать здесь ибадат (поклонение. – Прим. «МИ»)», – подчеркнул Саадуев.
По его словам, информация о скором закрытии мечети появилась неожиданно, поэтому у Муфтията даже не было времени на обдумывание своих действий. Решили, что медлить в этом вопросе нельзя, поэтому все получилось спонтанно. На вопрос о возможных причинах закрытия мечети на Котрова имам центральной мечети ответил, что точными сведениями не располагает.
«Говорят, что там призывали вступить в ИГИЛ», – продолжил имам Центральной мечети Махачкалы. На что журналист «Новой газеты» Ирина Гордиенко поинтересовалась, есть ли у МВД видеозаписи, на которых видно и слышно, что идет призыв в террористическую организацию. «Думаю, факты у них есть», – ответил имам.
Интересовались журналисты и участием правоохранительных органов в деле «представления» нового имама. Саадуев подчеркнул, что любые силовые методы осуждает и порицает.
«Я глубоко осуждаю поступки, которые противоречат исламской этике, как и любые неправомерные поступки и превышение полномочий должностных лиц правоохранительных органов. Я был свидетелем подобного обращения и резко на него среагировал. Я надеюсь, что подобных ситуаций больше не будет. Все должно быть в рамках ислама, а мечети созданы для того, чтобы поклоняться Всевышнему, а не устраивать разбирательства. Сейчас основная задача – искоренить дурную славу этой мечети», – пояснил имам.
Блогер Мухаммад Цези спросил Саадуева о шариатской стороне вопроса проведения процедуры назначения нового имама.
«В данном случае все зависит от намерений, согласно которым муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев пошел на этот шаг. Муфтий поручил встретиться с действующим имамом, который по закону вправе назначить вместо себя другого имама. Бывают чрезвычайные обстоятельства, в которых нет много времени на раздумья. Такие решения могут выносить ответственные лица в исламе, такие как муфтий. Если кто-либо доказывает, что согласно Корану и хадисам, в данном случае Муфтият поступил неправильно и не имел права на смену имама – пожалуйста, мы эти аргументы выслушаем. Муфтият к критике относится положительно», – заверил Саадуев.
Представитель «Дагестанской правды» выразил мнение, что таким образом были грубо попраны интересы джамаата, то есть прихожан мечети.
– Можно ведь было собрать людей, объяснить им позицию. А тут дело дошло до кулаков.., – высказал свою точку зрения журналист.
– Я с вами целиком и полностью согласен. И я бы хотел, чтобы на принятие общего решения была отведена хотя бы одна неделя. Но, насколько мне известно, Муфтият был поставлен перед фактом. Я был убежден, что в процессе того диалога, тех решений, которые принимали совместно с той стороной… (не завершил мысль. – Прим. «МИ») Я не люблю так говорить «другая сторона», мне больно говорить так, я убедительно прошу всех здравомыслящих людей сохранить всеобщее духовное братство. Муфтият никогда не нуждался в дополнительных мечетях и неоднократно говорил, что мечетей достаточно, не надо строить их без согласования. К тому же у нас начато строительство одного общего Дома, который, как планирует муфтий, нас всех объединит. Нашей целью является единая пятничная молитва. (Речь идет о духовном центре имени Пророка Исы, который будет построен на средства владельца группы компаний «Сумма» Зиявудина Магомедова. – Прим. «МИ».) Тому, кто ценит братство среди мусульман, Аллах обязательно воздаст, – подчеркнул Саадуев.
Один из присутствующих спросил имама, а что будет, если муфтий предложит ему возглавить мечеть на Котрова?
Саадуев ответил: «Если муфтий скажет охранять эту мечеть ночью, я и это сделаю».
КОНСЕНСУС НАЙДЕН?
Несколькими часами позже стало известно, что муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев новым имамом мечети «Ан-Надирийа» назначил Мухаммадрасула Саадуева, которого представили прихожанам в тот же день.
«Хвала Аллаху, мы – люди, умеющие подчиняться. Если кто не умеет – он тоже должен учиться повиноваться тем, кого выбрали в наших делах ответственными людьми. Поэтому я повинуюсь этой воле и этому желанию. С помощью Всевышнего Аллаха, согласно Корану, сунне и шариату, по мере моих сил и знаний готов нести эту ношу, ИншаАллах», – сказал Саадуев собравшимся.
Как стало известно «МИ» из достоверных источников, близких к Мухаммадрасулу Саадуеву, имам сохранит за собой пост руководителя Центральной джума-мечети. Кандидатура Саадуева была обговорена обеими сторонами как самая подходящая для всех.
Пользователи социальных сетей новое назначение Саадуева восприняли неоднозначно. Часть из них уверена, что таким образом его «слили», намекая на некий раскол внутри Муфтията. Тем временем «Ассоциация ученых Ахлю-Сунна в Дагестане» выступила с обращением на своей официальной странице на Facebook, заявив, что назначение Саадуева было произведено без согласия с джамаатом.
«Чтобы исключить недопонимание и кривотолки со стороны джамаата мечети, мы хотим разъяснить, что с такой просьбой уполномоченные руководством мечети или джамаатом люди к ДУМД не обращались. Также не имеет отношения к этому и ассоциация «Ахлю сунна». Данное обращение исходило только от одного из членов совета мечети по имени Мута, а также семьи Хачилаевых, на которую оформлен участок мечети. О данном обращении другие участники совета и студенты, преподававшие в мечети, уведомлены не были, поскольку вышеуказанные знали о несогласии всех других связанных с мечетью лиц с подобным решением. Также они знали, что совет мечети, другие ее работники и студенты требовали, чтобы имам был утверждён именно джамаатом мечети. При этом никто не был против назначения компромиссной фигуры.
Также и после объявления о назначении нового имама никто из работников мечети или студентов, преподававших в ней, не высказал своего согласия с данным назначением.
В сложившейся ситуации мы снимаем с себя какую-либо ответственность за происходящее в мечети и не видим возможным участие в урегулировании конфликта. Джамаат мечети волен сам решать судьбу имама мечети и свободен в своих действиях», – говорится в тексте сообщения.
Пока спор вокруг данной темы не завершен. Что и кто сможет объединить две конфликтующие стороны – покажет время.