Грузия — страна моей профессиональной учебы

 Все это началось ровно пятьдесят лет тому назад. Золотая осень… Впервые в своей жизни я сел на поезд и через два дня очутился в городе Тбилиси. Столица Грузинской СССР.

Город Тбилиси тогда еще являлся одним из древнейших городов мира. Еще по дороге рассказывали, что свое название он получил в связи с теплыми серными источниками, которыми богата территория города, районом целебных серных бань.

Мне тогда было ровно восемнадцать лет. Со мной ехали пятнадцать дагестанских юношей и девушек. Мы ехали тогда туда, чтобы учиться актерской профессии. У каждого из 15 человек – аварцев, была уже своя история общеобразовательного образования.

Десятилетку я закончил в Кахибской средней школе. Поехал сразу в город Махачкалу, чтобы поступить на факультет журналистики Дагестанского государственного университета им. В.И. Ленина. Ехал по совету учителей…

В годы учебы в школе писал стихи и статьи. Был внештатным инструктором райкома КПСС и издавал плакаты «Крокодил идет по району». Факультет журналистики был закрыт и я сдал экзамены на исторический факультет университета. Ждал результатов конкурса. Помню, что тогда на одно место набралось девять абитуриентов. Двоюродный брат принес газету «Дагестанская правда», где было объявление, что при Грузинском Театральном институте открывается аварская студия.

Принес объявление это потому, что, начиная в родном селении Ратлуб, затем в семилетней школе Ругельда и в Кахибе, постоянно занимался художественной самодеятельностью. Но это уже, как говорят, другая история.

Желающим поступать на учебу надо было собраться в здании Министерства культуры Дагестана, что находилось на берегу моря, в том самом месте, где предстоит долгожданный ремонт после филармонии.

Желающих поступить в аварскую студию института было тогда вдвое больше, чем требовалось. Была компетентная приемная комиссия, в составе которой были педагоги института, специально приехавшие из Тбилиси, такие как доцент театрального института Малика Николаевна Мревлишвили и старший преподаватель Александр Ильич Микелдзе.

Помимо общеобразовательных предметов, мы обязаны были показать сценические этюды по своему усмотрению, чтение наизусть стихов. Приветствовалось наличие музыкального слуха и голосовых, хореографических данных и др. Все эти вещи я показал привычно легко. Помню, прочитал тогда стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Замечание сделала Малика Николаевна: «Важные строки в стихотворении вычитали без нужного ударения. Надо читать не просто «что ищет он в стране далекой», а «что ищет» (ударение на и).

Таким образом, в число принятых из 14 абитуриентов на учебу оказался и я. Был назначен день приезда в Грузию. Вот так все и началось тогда.

Я рос и учился в горах. Кроме Махачкалы, до того, как увидел проездом Баку и приехал на поезде в Тбилиси, ни в каком другом городе я не

бывал. По приезде в Тбилиси у меня было такое ощущение и самочувствие

словно приземлился на другой планете. Потому перед 18-летним юношей

так эмоционально, живо, почти до осязания конкретно и незабываемо

предстала тогда страна яркого солнца – Грузия. Сакартвело! Постепенно я

узнавал все больше и больше о городе и о стране. Сегодня хочется с удовольствием вспомнить о городе, да и о самой Грузии, где мне судьбою как бы предназначено было провести семь лет своей жизни.

Столица Грузинской ССР Тбилиси – город, который построен на берегах реки Мтквари, где легко можно было проложить мосты для связи обоих берегов реки.

Здесь сухой, здоровый климат, умеренный температурный режим и обилие солнечных дней, что обуславливает хорошие условия жизни для горожан.

Тбилиси оказался одним из древнейших городов мира. Свое название он получил в связи с теплыми серными источниками, которыми богата территория города и поныне именуемая тбилисцами районом целебных серных бань.

В письменных источниках Тбилиси упоминается еще с 368 года н.э. как город-крепость. До начала XIX века Тбилиси являлся резиденцией грузинских царей, политическим, административным центром Картл-Кахетинского царства. После присоединения Грузии в 1801 году к России Тбилиси, став административным центром Кавказского края, выдвинулся в ряд крупнейших городов Российской империи. Высоко отзывался тогда еще о Тифлисе Л.Н. Толстой: «Тифлис — очень цивилизованный город, подражающий Петербургу, иногда с успехом, общество избранное и большое, есть русский театр и итальянская опера…».

Поистине огромной была роль Тбилиси в связях народов Дагестана и Грузии. Ведь в XIX веке не зря царское правительство его сделало как бы столицей целого Кавказа.

Изучая историю (ведь не зря я в Дагестане собирался поступать на

исторический факультет), просматривая архивы и работая в библиотеках

Тбилиси, я обнаружил множество сведений и фактов о взаимоотношениях

народов Дагестана и Грузии. В городе Тбилиси тогда, оказывается, были

сосредоточены научные общества, сотрудники которых проводили

определенную работу по изучению Дагестана. Это все отражено в тогдашней

периодической печати. В Тифлисе издавались газеты «Тифлисские ведомости», «Кавказ», различные сборники, на страницах которых рассказывалось об истории, культуре, быте народов Дагестана. На страницах газеты «Закавказский вестник» печатались статьи, посвященные историческому прошлому, этнографии, фольклору народов Дагестана. Интересно было узнать, что в 1846 г. в газете «Кавказ» (прочитать статью) печатались «Дагестанские предания» лезгина, ученика Тифлисской гимназии Шерапела Айгони, содержащие легенды о Шаххирмане и о нашествии на Дагестан Надир-шаха.

Говорили, что один из переулков Тифлиса до революции назывался Лезгинским.

Значит, здесь еще в те годы жило много дагестанцев. Известно, что в городе тогда работали мастера-кубачинцы, такие как Алихан, Абдулжалил Ибрагимов. Также в то время работали мастера-лакцы братья Кажлаевы и Канкоевы. Они вместе с грузинскими мастерами создавали высокохудожественные изделия. Были у них тогда в городе Тбилиси свои магазины.

В XIX веке Тбилиси был центром подготовки специалистов из представителей местных кавказских народов. Имеются сведения, согласно которым дагестанские владетели своих детей определяли в учебные заведения Тифлиса уже в самом начале XIX века.

Поэтому представители Дагестана вместе с передовыми представителями грузинской культуры в Тифлисе трудились на общественном поприще, являлись активными пропагандистами просвещения и культуры.

Так, А.О. Омаров, уроженец села Куркли в 1805 году по рекомендации П.К. Услара был командирован в Тифлис для наблюдения за печатанием составленного Усларом лакского букваря.

В кавказских периодических изданиях, выходивших в Тифлисе, сотрудничал Б. Далгат. Он поддерживал связи с деятелями культуры Грузии, в честности, с поэтом А. Казбеги.

 

ЭТО ВСЕ БЫЛО В ПРОШЛОМ…

А я застал Тбилиси, как говорят, цветущим современным городом. Город, без преувеличения, сердце и мозг Грузии. Промышленно развитый город, где обработка металлов, машиностроение, текстильное производство, легкая и пищевая промышленности высоко развиты. Наряду с развитием и функционированием промышленности заметно и постоянно уделяют внимание благоустройству города, усердно стараются улучшить бытовые условия и культурный уровень населения. Это мне тогда же запомнилось сразу. Поверьте мне, очень красив город Тбилиси своими архитектурными ансамблями, такими как Дом правительства, Государственный музей Грузии, стадион «Динамо», верхняя станция фуникулера, Административный дом Грузии, Дом связи, Зооветеринарный институт, а также жилые дома по левому берегу реки Мтквари на улице Н. Николадзе, по проспекту Ильи Чавчавадзе. Для меня же самым красивым и дорогим стало здание Театра им. Руставели, где помещался наш театральный институт, где не только я учился целых семь лет, но и где тогда впервые я встретился с великим поэтом современности Расулом Гамзатовым. Он тогда пришел в наш институт, а затем пригласил всех студийцев в гостиницу «Интурист». Много поучительного тогда он преподал нам – студентам, но из всего сказанного им мне запомнилось, как он несколько раз повторил: «Не забудьте, что вы -дагестанцы. Не теряйте честь и достоинство своего Дагестана».

В Тбилиси много мостов, очень красив железнодорожный вокзал. Почти каждый день я лицезрел и любовался памятниками Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели, что в сквере перед Кашветской церковью. И, конечно же, был в восторге от памятника корифею грузинской культуры – гениальному поэту Шота Руставели на севере улицы, названной его же именем. Наверное, больше миллиона раз прошагал я пешком по этой гладкой улице города от старого города до театрального института.

Никогда не забыть чудесный парк культуры и отдыха на плато фуникулера, куда мы поднимались в праздничные вечера, откуда город был виден, как перевернутое небо, с миллионами горящими лампами. Незабываемое зрелище!

Я постоянно ежедневно занимался в одном из самых больших парков грузинской столицы, строящемся тогда молодом парке в Ваке, что находился почти рядом со студенческим городком, где мы, студенты аварской студии, жили. Рассказывали, что в этих 12 корпусах городка в годы Великой Отечественной войны лечились раненые солдаты… И именно для них были построены эти деревянные двухэтажные корпуса.

Для того, чтобы иметь представление о культурной жизни тогдашнего Тбилиси, достаточно сказать, что культурному отдыху и развлечению жителей города служили 11 театров, до 50-ти кинотеатров и киноустановок, 16 музеев, два больших стадиона, киностудия, клубы и многочисленные культурно-просветительные учреждения.

Нам всем хорошо известно, что Грузия – театральная Мекка всего Кавказа. Да и для России она дала столько великих театральных деятелей, что всех не перечислить в этих заметках. Достаточно вспомнить великого режиссера, создателя МХАТа Немировича-Данченко, гениального режиссера Котэ Марджанишвили и выдающегося режиссера Георгия Товстоганова, да и сам Евгений Вахтангов учился здесь.

А история грузинского театра берет начало с глубины веков. И в наши дни его традиции, его культура проникают, становятся фактом духовной жизни народа.

Основы советского грузинского театра заложили известные режиссеры Котэ Марджанишвили, Сандро Ахметели, целая плеяда блестящих грузинских актеров, режиссеров – Верико Анджапаридзе, Ушанги Чхеидзе, Акакий Сарава, Акакий Васадзе, Серго Закаридзе и др.

Грузинский театр действительно интернационален. Там ставились спектакли по пьесам не только грузинских драматургов, но и русских, украинских, белорусских, армянских, азербайджанских и многих других представителей народов СССР. В годы учебы на сценах театров мы, дагестанцы, видели спектакли по произведениям Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Шиллера, Еврипида, Софокла и др. Очень развита грузинская драматургия. Поистине у них очень особая драматургическая эстетика, юмор, свой стиль, своя манера. Мы посещали тогда наряду с академическими, драматическими театрами им. Шота Руставели и Котэ Марджанишвили, Театр оперы и балета им. Захария Палиашвили, Театр музыкальной комедии им. Васо Абашидзе, ТЮЗ, театр кукол, Русский драматический театр им. A.C. Грибоедова и Театр армянской драмы им. С.Г. Шаумяна. Это были постановки режиссеров В. Кушинашвили, Д. Алексидзе, А. Чхартишвили и молодых тогда М. Туманишвили, Г. Лордкипанидзе, Л. Иоселиани и совсем молодых Нелли Эшба, Роберта Стуруа, Медеи Кучухидзе, Лери Паксашвили, Гайоз Жардания, Нана Деметрашвили, Левана Мирухлава, Гиа Антадзе, Анзора Кутателадзе и др.

Восхищались балетными танцорами Медея Амиранашвили, Надаром Андгуладзе, Тенгизом Санадзе и Тенгизом Мушкудуани. Мы были счастливы видеть на сцене легендарного Чабукиани, танцующим в роли Отелло, встретиться с живыми легендами грузинского театрального искусства Верико Анджапаридзе, Васо Годзиашвили, Сесиль Такайшвили, Серго Закаридзе и др. Они часто встречались с нами, дагестанцами, фотографировались. Постоянно посещали нас, проверяли наши курсовые работы, живо интересовались нашим развитием. Через них я, как и мои сокурсники, впервые соприкоснулся осознанно вообще к творчеству, искусству. До сих пор нелегко дается, а тогда тем более был сложен путь к художественному отображению мира. Но все-таки богатое грузинское искусство благоприятствовало сделать нас сильнее и добрее, чтобы обогатить свой характер, мировоззрение, расширить общий кругозор, накопить специальные знания, воспитать в себе активность и трудолюбие, овладеть особенным талантом художнического видения мира и специфическим даром его художественного осмысления.

Сейчас, когда я задумываюсь над тем, что сформировало мои театральные идеалы и определило развитие моего вкуса, то из прошлого перед моим взором очень ярко возникают переживания, связанные прежде всего с театральной жизнью Тбилиси конца 60-х годов прошлого века, хотя после грузинского театрального института учился в Москве в ГИТИСе, целый год находился в Академическом театре Маяковского и в режиссерского факультета Академического театра Вахтангова, а также 2 года стажировки в театре им. Комиссаржевской в Ленинграде.

Это и понятно, ведь время как бы выметает из сокровищницы нашей памяти посторонние, второстепенные и оставляет только самые сильные впечатления, а потому большие переживания молодости всегда глубже, сильнее, устойчивее.

Конечно же студийцы-дагестанцы группами и отдельно тогда ходили в кинотеатры. Высок был тогда всесоюзный и международный авторитет киноискусства Грузии. Такие имена, как М. Чиурели, С. Долидзе, Г. Асатиани, Р. Чхеидзе, Т. Абуладзе, О.Иоселиани, Э. Шенгелая, И. Квиридадзе, Г.Патарая, Г. Жвания и артистов кино О. Коберидзе, С.Чиурели, Л. Элиава; кинодраматургов С. Жгенти, М. Элиозишвили, К. Гогадзе; кинооператоров Н. Дигмелов, И. Канделаки, Ш. Шиошвили, Б. Крепс, Л. Ахвледиани знала не только в СССР, но и за рубежом. Тем самым грузинское киноискусство сильно повлияло на мое отношение к самому себе и к окружающему миру в целом.

И еще, Грузия, конечно же, была и есть страна больших музыкальных традиций. Широко известны имена грузинских композиторов

З. Палиашвили, Д. Аракишвили, М. Баланчивадзе, В. Долидзе, А. М. Баланчивадзе, Г. Киладзе, И. Туския, А. Мачавариани, О. Тактакившвили, С. Цинцадзе, Р. Лагидзе, Г. КАнчели, Ш. Милорава, Г. Цабадзе, Н. Габуния и многих других.

Мы, посещая разные концерты, наверное, воспитывали свои души на прекрасном, развивались в эстетическую сторону. Я тогда понял, что музыка способна вызвать в душе человека хорошие мысли. Особенно я влюбился в грузинскую народную музыку. Я до сих пор тоскую по грузинской народной музыке. Она действительно открыла для меня целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Грузинская музыка очень мелодична. А ведь мелодия -душа музыки. Мы наполнялись духом этих мелодий, что очень созвучны с аварскими. Они возбудили во мне доселе неизвестные мне благородные чувства и мысли.

Я десятки раз слушал оперу Захария Ралиашвили «Авесалом и Этери», «Кето и Котэ», «Даиси»; Отара Тактакишвили «Миндия», «Похищение луны», «Три жизни».

Часто посещал музыкальные коллективы – Государственный симфонический оркестр Грузии, Государственный струнный квартет Грузии, Государственную капеллу, Государственный ансамбль народного танца и песни, Заслуженный академический ансамбль народного танца Грузии, эстрадные коллективы, вокально-инструментальные ансамбли.

Это все было для меня впервые в жизни и, как лавина, словно водопад, все обрушилось на меня… Говоря здесь о моем художественном воспитании, если не все, то многое тогда проходило мимо меня, потому что тогда не было у меня вообще никакой музыкальной подготовки, хотя с самых малых лет я любил танцевать и пел в школьном хоре.

Нельзя не упомянуть поистине о великой школе грузинских художников-живописцев, скульпторов, графиков, мастеров театрально-декоративного и прикладного искусства. Достаточно упомянуть Пиросмани и Ладо Гудиашвили – художников, Зураба Церетели, М. Тоидзе, Э. Амашукели – скульпторов. Для меня, тогда не совсем серьезного юноши, не хватало не только элементарной подготовки для восприятия художественного творчества, но и интеллектуальных усилий, чтобы постичь высокое

искусство, испытать передаваемые им чувства, осознать.

Я нигде, кроме г. Ташкента не видел, как зодчие грузины творчески осваивают богатейшее классическое наследие древнейшей архитектуры, стремясь полнее использовать национальную форму для воплощения новых архитектурных идей, сочетая лучшие достижения мировой архитектуры с национальными традициями и классическими образцами теории и практики архитектуры.

В Грузии телевидение только в 1965 году начало принимать передачи Московского Центрального телевидения. В институте и в общежитии телевизоров не было, и я за все годы учебы ни разу не смотрел на телевизионный экран.

Вот в такой атмосфере в стране великого прошлого, прекрасного настоящего, в благоустроенном для жизни и учебы гостеприимном городе я получил не только театральное образование, но и, наверное, сформировал свое человеческое и художественное мировоззрение и весь свой духовный склад души и сердца. Я не считал и не считаю себя счастливым человеком. Но я искренне благодарен судьбе за то, что она подарила мне эти семь самые содержательных, самых романтичных, самых незабываемых лет. Мне полюбились грузинский солнечный юмор и поэтический характер, их выразительные жесты, благородные осанки, радужное остроумие, веками строго и священно соблюдаемые народные обычаи и вообще общение людей. Вот где чудеса природы гармонично сочетаются с благородным образом поведения людей.

А кто не знаком с мудростью грузинских тостов! Только наш Расул Гамзатов мог говорить так метко: «Порой не знает даже бог того, что слышал грузинский рог». Я нигде не видел как, без преувеличения, божественно любит грузинский народ свою литературу, свое искусство, особенно театр. Они с завидной патриотической энергией души развивают свой национальный театр. Лучшие умы и таланты щедро вдыхают в него высокую одухотворенность и сердечное вдохновение. Бережно, ревностно и умело из поколения в поколение трудятся лингвисты и мастера художественного слова, совершенствуя свой язык, развивая культуру речи.

Мы на все это реагировали, это заставило нас задуматься о себе, о своей нации, о смысле вообще творчества. Для нас, студентов — юношей и девушек из высокогорных аулов, как я уже сказал, здесь все было так впервые и так неожиданно. Впервые балет, впервые опера, впервые симфония, впервые лекции, репетиции, экскурсии и, в общем, настоящее, профессиональное искусство!

А наши незабываемые и незабвенные педагоги Антон Тавзарашвили, Александ Микеладзе, Котэ Махарадзе, Этери Гугушвили, Загидат Магомедбекова и др. терпеливо и мудро воспитали нас. Ректор-профессор Илья Кайсарович Тавадзе – исключительно умный, высокоинтеллектуальный человек умело сохранял в институте атмосферу надлежащей дисциплины и получения эффективных знаний. При нем институт был по-настоящему академическим. Их всех объединяла любовь к делу и к студентам.

Гете сказал, что те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Честно говорю, те, которых я упоминал, и десятки других заслуживают высокого уважения и чести называть их учителями. Вот прошло с тех пор 50 лет, но память о них, об учителях, у меня лично свежа, как будто это было только вчера. Эти годы и учителя навечно оставили во мне неизгладимый след в жизни. Хотя это было очень давно и действительно очень много воды с тех пор утекло, но все-таки с благодарностью помню всех своих учителей тогдашних, те добрые семена, которые бескорыстно они посеяли во мне. Я в вечном долгу перед ними. Я часто вспоминаю их, когда после молитвы обращаюсь к Аллаху.

Как-то Гете сказал: «Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь,

что в тебе есть». Вот через полвека пишу эти строки и как-то неловко себя чувствую перед памятью, перед совестью своей, что не все получилось творчески, как меня учили и как я захотел… Потому, вспоминая Конфуция, который говорил: «Сознавать долг и не исполнять его – трусость», взялся за перо. Все-таки словно жжет мое сердце, что не мог и не смогу, наверное, когда-нибудь сказать, что я сделал все, что мог. Нет! Совсем не все! Я мог бы более полезным быть Дагестану, если бы… Но об этом говорить не здесь и это уже совсем другой разговор…

В институте я постоянно получал именную — Котэ Марджанишвили стипендию. Участвовал на конкурсах в научном обществе института. Кроме занятий в институте я еще занимался в балетной школе при Доме железнодорожников, которой руководили первая балерина-грузинка Лилия Гварамадзе и ведущий танцор Театра оперы и балета им.З. Палиашвили Тенгиз Санадзе. Да и мы, студийцы, заняты были в массовых сценках Академического театра им. Ш. Руставели. Вспоминая этот замечательный театр, где ныне руководит мой друг по институту Роберт Стуруа. Хотел бы сказать, что в 1930 году национальный театр Дагестана командировали в г.Тбилиси. Пожилые ветераны театра рассказывали, что неизгладимое впечатление у них осталось от встречи с театром им. Руставели. Художественный руководитель тогдашнего театра Сандро Ахметели рассказал им о творческом пути театра, ведущие артисты Акакий Хорава, Васо Васадзе познакомили их со своим творчеством. Три дня дагестанцы были в гостях у руставельцев. Посмотрели их спектакли и в свою очередь показали несколько отрывков из своих. На кинофабрике познакомились с героиней фильмов популярной актрисой Натой Вачнадзе. После этого визита в Грузию у них и в дальнейшем установились дружеские взаимоотношения. Театр им. Руставели взял шефство над молодым театром.

В 1936 году с помощью режиссеров этого театра в Кумыкском театре была осуществлена на их сцене постановка пьесы «Анзор», где главного героя Анзора сыграл выдающийся актер Алим Курумов.

И еще, вспоминая грузинских педагогов, хочется сказать, что, кроме нас, творческие кадры для нашей республики ковались в разных театральных вузах Тбилиси. Особенно много в Государственном университете, который был открыт еще в 1918 году. Я дружил тогда с ребятами-дагестанцами, которые учились в Тбилисской Академии художеств, в аспирантурах и в тренерской школе физкультурного института города Тбилиси.

В 1964 году мы закончили учебу. На родину в Дагестан привезли два дипломных спектакля «Лавина» М. Мревишвили и «Испанский священник» Дж. Флетчера. Обе постановки заслуженного деятеля искусств Дагестана, профессора Антона Яссоновича Тавзарашвили.

С большим успехом шел тогда спектакль «Испанский священник».

Закончили театральный институт 13 человек. Это Салманов Магомед, Сайпудинов Ахмед, Махаев Арифула, Гусейнов Абудинавас, Лабазанова Зайнаб, Гаджилов Магомедрасул, Гаджиев Хабиб, Аминова Патимат, Алиев Зульмира, Заурбекова Патимат, Гаджимагомедов Али, Исмаилов Гимбат и я. Сегодня, кроме двоих, другие по разным причинам не работают в театре, но каждый из них в разных областях внесли и вносит свой вклад в дело развития дагестанской науки и искусства.

Нужна ли умственная деятельность? Многие через карьеру или доходным трудом подались к материальному благополучию. Это говорит о том, что ничто новое и ценное не проникает в глубины человеческой личности, если оно приобретается данным человеком в процессе его собственной деятельности, если он не приходит к соответствующим выводам сам путем собственных наблюдений, переживаний, раздумий, в ходе собственных поисков, ценою своих ошибок и достижений.

Я по просьбе Абдурахмана Даниялова и ректора Ильи Тавадзе, нашего преподавателя родного аварского языка профессора Загидат Магомедбековой остался в Тбилиси на режиссерском факультете. «Если ты любишь свой маленький народ, то именно ты обязан быть первым профессиональным режиссером-аварцем», – говорили они мне. Но это совсем особый разговор, а может быть, для другого случая.

В этом году, как я уже сказал, 50 лет нашему выпуску. Своего рода юбилейная дата, где есть повод подытожить прошлое. А прошлое, как вы, наверное, заметили, для меня особенно примечательное, незабываемое.

Большинства наших педагогов, которые нам тогда давали знания и творческий заряд на всю жизнь, к сожалению, нет с нами. Но они, несомненно, будут на протяжении всей нашей последующей жизни освещать как неугасимый светильник путь дальнейшего творчества, нашу жизнь. Они как живые, словно как художественная совесть будут лично у меня присутствовать в моем творческом сознании и воображении. Когда я не раз пытался бросить все и уйти из театра, они встают в памяти предо мной. Мне становится стыдно, а потому все трудности терплю на удивление друзей и недругов.

В системе образного мышления и выразительности, стремлении к высокому искусству, в смелости и вдохновении, во всем, чем может жить в труде художник – во мне нераздельно со мной живет Грузия, Грузинский театр, мои педагоги.

В бессмертной поэме Шота Руставели приводит такую надпись в горах Китая: «Кто тебе друзей не ищет, самому себе он враг». И у Эфенди Капиева есть такие строки:

– Куда идешь, счастье?

– Туда, где дружба.

О настоящей любви говорить всегда трудно и сложно. Словами все равно не выразить и мысль изреченная есть ложь — воскликнул в сердцах Ф.И. Тютчев, и потому у меня, наверное, эти заметки получились сумбурные.

Исторические корни дружественных отношений народов Кавказа, особенно Дагестана и Грузии, очень древние и традиционные. Эти традиции дружбы продолжаются. «В мире жить — с миром жить» — есть такая русская пословица. Я верю, что дружба между Дагестаном и Грузией будет братская и вечная. Иншаллагь!

 

Хайбула АБДУЛГАПУРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале демонтировали самовольно возведенное двухэтажное здание

В столице Дагестана снесли самовольно возведенный каркас двухэтажного здания. Объект располагался на улице Кавалеров Орденов Славы. Как сообщили в городской...

Из-за усиления ветра коммунальные службы Махачкалы переведены в режим повышенной готовности

Коммунальные службы Махачкалы переведены в режим повышенной готовности из-за усиления ветра. Администрация города совместно с Центром управления регионом РД проводит...

В столице Дагестана прошли масштабные мероприятия, посвященные Дню России

Масштабные мероприятия, приуроченные ко Дню России, прошли сегодня в Махачкале.  Начались они с раннего утра. На городском пляже была...

В Дагестане стартовал XXIII Международный фестиваль «Горцы»

В Дагестане открылся XXIII Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы». До 16 июня более 50 творческих коллективов из...
spot_imgspot_img

Более тысячи махачкалинцев приняли участие в массовой зарядке в День России

На городском пляже Махачкалы прошла массовая утренняя зарядка, посвященная Дню России. Более тысячи человек, включая мэра Юсупа Умавова, министра...

В Дагестане после жалоб граждан отключили около 40 камер, фиксирующих нарушения ПДД

За последние несколько месяцев в различные инстанции, включая Центр управления регионом по РД, поступили десятки жалоб от жителей Дагестана...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам