ШАМИЛЬ КУДИЯМАГОМЕДОВ: «РОССИЯ – МОЯ РОДИНА, И ВЫСТУПАТЬ ЗА НЕЕ ПРЕСТИЖНО»
Шамиль Кудиямагомедов – герой прошедшего в начале года турнира имени Ивана Ярыгина – завоевал единственную золотую медаль для сборной Дагестана. Перспективный 22-летний дагестанский борец вольного стиля, готовящийся на сборах в Сочи к мартовскому чемпионату Европы в Риге, в эксклюзивном интервью «МИ» рассказал о планах на Олимпиаду, возможных соперниках, отношении к ММА и многом другом…
Наше досье: Шамиль Кудиямагомедов родился 9 мая 1993 года в селе Куяда Гунибского района. Первую «большую» медаль завоевал на чемпионате России по вольной борьбе в 2013 году, заняв 1-е место, а уже через месяц повторил блестящий результат, завоевав серебро летней универсиады в Казани. В 2014 году стал уже чемпионом Кубка европейских наций и завоевал медаль серебряного достоинства на турнире имени Ивана Ярыгина. 2015 год принес Шамилю серебро чемпионата России в Каспийске. И только в 2016 году Кудиямагомедову покорилось золото «Ярыгинского».
– Расскажи немного о том, как ты пришел в вольную борьбу.
– В борьбу я пришел благодаря отцу (Магомед Кудиямагомедов. – Прим. «МИ»). Он боролся раньше и является мастером спорта СССР по вольной борьбе, и я решил, что тоже должен попробовать себя на этой стезе. Первые шаги я делал в Кизляре. После того как я начал делать успехи, мне пришлось переехать в Махачкалу, так как нужно было искать сильных спарринг-партнеров. И вот теперь я тренируюсь в махачкалинской школе имени Гамида Гамидова под руководством Анвара Магомедгаджиева.
– В последние годы ты выступаешь на редкость стабильно, доходя минимум до финала. Но в конце прошлого года ты остался без медали на Голден Гран-при в Баку, проиграв в первой схватке призеру Олимпийских игр иранцу Эхсану Лашгари. Чего тебе не хватило тогда?
– Не хочу ссылаться на какие-то сторонние причины, но за два дня до соревнований я получил травму и даже думал отказаться от участия в турнире. Но билеты были куплены, и не хотелось пасовать перед тренерами. Если честно, даже с травмой я рассчитывал на результат. Но уже в первой схватке мне попался непростой соперник, и плечо дало о себе знать. Есть много факторов, но, собрав все воедино, можно сказать, что просто мне не было суждено.
– На Ярыгинском турнире ты стал чемпионом, но ощущалась некая неприязнь судей по отношению к дагестанцам. Чего стоит поражение Имама Аджиева (
– Неприязнь со стороны судей была. Ее почувствовала вся наша сборная. Хочу сказать, что засудили не только Аджиева. Ахмед Гаджимагомедов (
– В финальной схватке ты встретился со своим молодым одноклубником Арсеном Мусалалиевым. Ожидал ли такого исхода? Сложно было бороться в финале с одноклубником?
– Конечно, ожидал. Я нисколько не удивился. Для других, возможно, убедительное выступление Арсена было новостью, но я знаю, что он на многое способен. Мы с Арсеном каждый день тренируемся вместе, знаем подход друг к другу, манеру борьбы, повадки. Да и дружеские отношения никто не отменял… Конечно, было тяжело бороться с одноклубником.
– В четырех поединках ты выиграл 26 баллов и уступил только два. Ты как-то по-особенному настроился на этот турнир?
– Конечно. В предолимпийский год к каждому турниру нужно готовиться как к последнему. Настраивался я только на победу, потому что золото турнира имени Ивана Ярыгина дало мне путевку на чемпионат Европы, который сыграет немаловажную роль в распределении путевок на Олимпийские игры.
– Что можешь сказать о выступлении команды в целом (сборная Дагестана на «ярыгинском» завоевала одну(!) золотую медаль. – Прим. авт.)? Устроил ли вас, вольников, такой результат?
– Конечно, одно золото – не то, чего ожидала сборная. Для Дагестана это плохо. В 2015 году, если мне не изменяет память, сборная республики завоевала три золотые медали. И тренеры, и болельщики оценили выступление в этом году как неудовлетворительное. Конечно, было много вторых мест. Но дагестанские «вольники» способны на большее.
– Гайдар Гайдаров заявил, что на молодых борцов повлияло отсутствие лидеров сборной (Абдусалам Гадисов, Билял Махов. – Прим. авт.). Давило ли лично на тебя их отсутствие?
– Когда с нами в строю наши лидеры, мы чувствуем некий заряд. Они поддерживают нас своими советами и напутственными словами. На меня, конечно, не давило отсутствие лидеров, но для более молодых борцов важно их присутствие.
– Ты выступаешь в весовой категории до
– Ну, как я могу отреагировать? Как на соперника (улыбается). Буду бороться…
– Будет сложно?
– Конечно, сложно, соперник непростой, но… непроходимых соперников не бывает.
– Рассматриваешь ли ты ввиду высокого уровня конкуренции возможность выступления под флагами других национальных сборных? Были предложения?
– Да, предложения были. Но я не рассматриваю никакую другую сборную кроме российской. Шансы пробиться в лидеры есть всегда, нужно просто усердно тренироваться. Россия – моя Родина, и выступать за нее престижно. Поэтому я всегда хотел и буду бороться именно здесь.
– Твоим следующим стартом будет чемпионат Европы в Риге, который состоится 8-13 марта. Как ты готовишься к турниру? На что рассчитываешь?
– Готовимся мы уже вторую неделю на базе в Адлере. Подготовка скоро подойдет к концу. Тренируемся в хорошем режиме, и я хорошо себя чувствую. Настраиваюсь только на победу. Это мой шанс. Нужно показать тренерам и болельщикам, что я могу выступать на международной арене, и мне можно доверять. У меня нет права на ошибку.
– Кого ты считаешь своими главными соперниками на предстоящих стартах?
– На чемпионате Европы я бы выделил украинцев, азербайджанцев и грузин. Есть пятеро вольников, на которых нужно настраиваться, с остальными будет легче.
– А кто они? Можешь назвать поименно?
– Не могу назвать имен, потому что еще не известно, кто именно будет бороться.
– С кем из дагестанских вольников ты близко дружишь?
– Мы все как братья. На сборах и турнирах вместе тренируемся, отдыхаем, живем и едим. Конечно, я не могу выделить кого-то. У нас нет каких-то отдельных групп. Все едины.
– Любишь ли ты смешанные единоборства? Рассматриваешь ли по примеру Биляла Махова возможность продолжения карьеры в ММА?
– Честно говоря, были мысли, но я вовремя одумался. Для смешанных единоборств нужны особые навыки, которые не приходят за несколько месяцев. Чтобы набирать «ударку», нужно время. А выходить в октагон неподготовленным – глупо. Ты выходишь драться, а не проигрывать. Поэтому постараюсь закончить свою карьеру на вольной борьбе.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ