МОЛОДЕЖЬ В ЗАКОНЕ
На прошедшей 25 февраля сессии Народного Собрания РД в первом чтении был принят законопроект «О молодежной политике Республики Дагестан».
Представляющий проект новый министр по делам молодежи РД Арсен Гаджиев отметил, что предыдущий Закон РД «О государственной молодежной политике» от 13 января 1997 года не соответствует реалиям нынешнего времени, а часть статей и вовсе не нашла своего практического применения.
Глава республики Рамазан Абдулатипов поручил разработать новый проект еще в сентябре 2014 года, однако итоговую версию Минмолодежи смогли представить только сейчас.
Отличает новый закон от старого многое. Например, четкое определение основных направлений реализации молодежной политики в республике – здесь и создание условий для успешной самореализации и социализации молодежи, образование, культура, здравоохранение и спорт и т.д.
Согласно новому закону, будет усилена работа органов государственной власти и органов местного самоуправления в области молодежной политики с целью создания условий и гарантий для социального становления и развития граждан. Еще одно отличие – увеличение в отдельных случаях верхнего предела возрастной границы с 30 до 35 лет (по старому закону верхний предел – 30 лет. – Прим. «МИ»). И, пожалуй, самое главное новшество – вопрос добровольческой (волонтерской) деятельности, которая развивается в Дагестане стремительно.
Из целей и принципов молодежной политики – обеспечение реализации и защиты прав и свобод молодежи, прав и законных интересов молодежных общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; развитие потенциала молодежи и его использование в интересах развития общества и государства, признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации государственной молодежной политики и т.д.
Молодежная политика в Дагестане давно стала притчей во языцех. Многие отмечают, что из отрасли она превратилась в «Организацию по организации форумов и стратегических сессий», добавляют к этому «предвзятую систему отбора победителей грантового форума «Машук»» и одни и те же лица на всех мероприятиях Минмолодежи, которых зачастую называют «тусовкой для избранных». Да и у самого министерства судьба непростая. Его реорганизовывали несколько раз – Министерство по делам молодежи (созданное при первом президенте Дагестана Муху Алиеве в 2008 году. – Прим. «МИ») преобразовывали в комитет в 2011 году, комитет «присоединяли» к Министерству образования и науки в январе 2014 года, после чего было вновь принято решение о создании Министерства по делам молодежи в июле того же года. И если раньше в структуру Комитета по делам молодежи входили 6 госучреждений – ГКУ РД «Информационно-аналитический центр», ГКУ РД «Молодежный центр культуры», ГКУ РД «Молодежный инновационный центр», ГКУ РД «Республиканский дом детских и молодежных общественных объединений», ГКУ РД «ДагПатриотЦентр» и ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных комплексов», то теперь их осталось только четыре – реорганизованы «Информационно-аналитический центр» и «Молодежный инновационный центр», на базе которых создано новое учреждение – «Информационно-методический центр «Перспектива»». Самое «проблемное» госучреждение «Дирекция молодежных жилищно-строительных комплексов» находится теперь в ведении Минстроя РД.
Не занимается теперь министерство и организацией летней оздоровительной кампании. Эта функция перешла в Минобр, и после слияния с комитетом так там и осталась.
В нынешний год Министерство по делам молодежи РД вошло с мизерным бюджетом, однако Арсен Гаджиев, назначенный на пост министра в январе, не видит особого повода для беспокойства.
«Нельзя говорить, что бюджета у нас нет. Он, конечно, очень скромный и на все наши планы его не хватает. Поэтому будем реализовывать направления и за счет совместной работы с другими министерствами и организациями (как государственными, так и общественными) и за счет привлечения партнеров, спонсоров, частных инициатив. Мы понимаем, что на дворе кризис и с финансовыми средствами не все просто не только у республики, но и у страны в целом. Но ведь это не означает, что надо забросить работу. Будем искать дополнительные возможности и постараемся реализовать все свои планы на этот год», – оптимистично говорит министр.
Ему вторит и бывший председатель Комитета по делам молодежи РД Заур Кахриманов.
«Если говорить о законе по молодежной политике, то давно требовалось внести в него соответствующие изменения. Некоторые разделы закона не соответствовали сегодняшнему законодательству. Но в то же время хочу напомнить, что мы один из первых регионов, который принял региональный закон о молодежной политике. Важно, опираясь на этот закон, принять действенные меры по улучшению реализации молодежной политики в республике. Назначение Арсена Гаджиева на пост министра считаю удачным. Человек с опытом, знает, что необходимо делать. Активно взялся за решение проблем с первого дня работы, использует положительный опыт предшествующих лет и применяет современный подход. Хотя ему и приходится руководить министерством в очень сложный финансовый период», – отметил Кахриманов.
Отметим, что в этом году бюджет Министерства по делам молодежи составляет немногим больше 1 миллиона рублей, тогда как еще в бытность Комитета по делам молодежи РД эта сумма была куда выше.
Шуана Магомедова