ОТ ТЕМИР-ХАН-ШУРЫ ДО ПОРТ-ПЕТРОВСКА
Увидеть Махачкалу такой, какой ее практически никто не помнит – маленькой, аккуратной, настоящей приморской красавицей конца XIX— начала XX века, теперь сможет каждый посетитель художественно-документального проекта «Две столицы – Темир-Хан-Шура и Махачкала XIX—XXI вв.», которая открылась в Музее истории города 2 марта.
Выставка открылась неслучайно – в этом году исполняется 95 лет со дня переименования городов Темир-Хан-Шуры и Порт-Петровска. В проект вошли и живопись, и графика, почтовая открытка, фотография, уникальные работы Евгения Лансере, карты, копии исторических документов.
По словам директора музея Заремы Дадаевой, до 1921 года столицей Дагестана была Темир-Хан-Шура (Буйнакск), поэтому для организаторов было крайне важно рассказать об этом периоде.
«Здесь можно увидеть дореволюционные фотографии Темир-Хан-Шуры, советского периода Махачкалы (с 1921 года), почтовые открытки, карты и многое другое. Отдельное украшение выставки – работы Евгения Лансере, датируемые 1918-1919 годами, предоставленные Музеем изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой. Большинство экспонатов на выставке предоставлено Центральным государственным архивом республики. Из собрания Музея истории Махачкалы выставлены дореволюционный и научный материалы, фотофонды», – поделилась Дадаева. Выставку, можно сказать, собирали всем миром. Историки Хаджимурад Доного и Эльмира Далгат, большую поддержку оказала и инициативная группа проекта Светланы Анохиной и Полины Санаевой «Был такой город», которая предоставила фотографии Махачкалы 50-х годов.
«Мы пытаемся напомнить горожанам об исторических вехах, событиях, происходивших в Буйнакске и Махачкале. Здесь представлен интересный материал, и думаю, что достаточно большое количество горожан впервые для себя откроет много нового и интересного из истории городов. Значительная часть материалов представляется широкой публике впервые, поскольку ранее они хранились в домашних архивах. На этой выставке также представлены работы Галины Конопацкой и замечательного художника Анвара Саидова (портрет Уллубия Буйнакского. – Прим. «МИ»). Вот все это сложилось в такую замечательную экспозицию», – подчеркнула на открытии вернисажа Дадаева. После, предоставив слово первому заместителю мэра Махачкалы Запиру Алхасову, директор музея отметила, что его дед – Албури Алхазов был известным архитектором, и одна из его работ – здание МВД Дагестана – тоже представлена на ретроспективной выставке.
– Я должен сказать, что наша столица живет довольно интересной жизнью и подобного рода мероприятия – ее неотъемлемая часть. Благодаря Зареме Дадаевой и ее дружной команде, мы очень часто имеем возможность в этом уютном зале собираться по таким интересным поводам, встречаться и обсуждать какие-то наболевшие темы и, безусловно, окунуться в мир истории. Порой очень важно в этом жизненном беге остановиться и посмотреть, как жили наши предки, какими были города. Эту возможность нам дает и эта замечательная выставка. Я желаю, чтобы у нас была возможность творить на благо этого города не только в материальном плане, но и в духовном. И дай Бог, чтобы труд Заремы Дадаевой был действительно оценен и воспринят массой наших горожан. Мы ориентируемся на будущее поколение, поэтому я вас приветствую с такой надеждой и благодарю за то, что вы пришли, – заключил Алхасов.
Заведующая театральным музеем Лилия Джамалутдинова отметила атмосферность выставки.
«Хочется сказать: «Остановись мгновенье. Ты – прекрасно!» Особенно меня впечатлили работы Лансере. Это такое погружение в эпоху… Выставка вселяет уверенность в то, что горожане, ознакомившись с ней, будут задумываться о внешнем облике столицы», – отметила выступающая.
Основатель газеты «Новое дело» Далгат Ахмедханов рассказал о своей любви к Буйнакску.
«В мире есть множество прекрасных городов, но для меня Буйнакск всегда будет на первом месте, а Махачкала – на втором», – полушутя добавил Ахмедханов.
Выступающие на вернисаже отмечали сходство двух столиц Дагестана и в то же время находили различия. Темир-Хан-Шура больше похожа на аристократический городок, а Порт-Петровск – город динамичный, молодежный, бурлящий жизнью. И в этих работах – дух времени. Где-то беспокойный, где-то тихий. Здесь люди, которые вошли в историю, – Махач Дахадаев, Уллубий Буйнакский, Джамалутдин Коркмасов, простые горожане, спешащие на первомайские демонстрации, здесь здания, которых уже нет, – Дом пионеров и школьников в Махачкале или собор на месте здания Правительства. И кажется, что нас с этими людьми не разделяет целая эпоха – они жили, любили, творили, боролись за свободу в этих городах, для этих городов. Они стали нашей историей, историей нашей республики, историей двух главных городов.
Шуана МАГОМЕДОВА