Омар Муртазалиев: «Отстаивать у чиновников интересы спортсменов – одна из важнейших задач нашей федерации…»

 ОМАР МУРТАЗАЛИЕВ: «ОТСТАИВАТЬ У ЧИНОВНИКОВ ИНТЕРЕСЫ СПОРТСМЕНОВ – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ НАШЕЙ ФЕДЕРАЦИИ…»

 

Генерал-майор Омар Муртазалиев – ветеран российской контрразведки, прошедший за 45 лет путь от рядового сотрудника до первого заместителя председателя КГБ Дагестана. Человек, который, несмотря на преклонный возраст, ведет активную общественную жизнь, является председателем координационного совета ветеранов афганских событий, руководителем редколлегии «Книги Памяти» и единственного в России ТОКСа, и… президентом Федерации легкой атлетики Республики Дагестан. В интервью «МИ» Омар Муртазалиевич рассказал о службе в КГБ, отношении к афганцам, любви к спорту и работе федерации.

 

МЕНЯ ИСКАЛИ, МЕНЯ НАШЛИ…

– В 1946 году Вы были направлены в органы государственной безопасности. Насколько мне известно, в те времена отбор был жестким. Как вам, простому парню из провинции, это удалось? Кто рекомендовал? Стремились ли вы вообще к службе в органах?

– Когда в 1942 году активно шел процесс призыва молодежи в армию, я добровольно пошел в военкомат. Но меня не взяли, потому что кто-то должен был остаться с семьей. Тогда я был не только студентом, но уже и старшим пионервожатым. Когда из армии вернулся дагестанец, которому нужна была работа, я потерял эту должность. Военком района предложил мне работу в военкомате. Так до 1946 года я проработал там. Уже в 1943 году ко мне обращались сотрудники КГБ и «тянули» к себе. В последующем выяснилось, что КГБ, минуя начальство военкома республики, хотели убедить меня, чтобы я перешел на работу в органы госбезопасности. В 1946-м я уже был помощником секретаря Гунибского райкома партии, но в апреле того же года прибыло сообщение с просьбой поехать на учебу в межкраевую школу МГБ СССР в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород. – Прим. «МИ»). Я никуда не напрашивался, никаких заявлений не подавал, и никто обо мне в этом плане заботу не проявлял. Меня искали, и меня нашли.

– После окончания Афганской войны прошло много лет. В мировом сообществе Советский Союз ассоциировался как захватчик. После нас там были и американцы. Но афганцы до сих пор вспоминают советских солдат с теплотой. Откуда такие симпатии к бывшим «врагам»?

– В 1957 году было принято решение направить меня в службу внешней разведки. Меня отправили в Мазари-Шариф – город, являющийся центром четырех провинций Афганистана, которые граничили с Советским Союзом. Приехав на место, я убедился, что все было в руках бандитов. Днем нельзя было просто так выйти на улицу. Из приглашенных двадцати человек поехали четверо. Трое вскоре покинули Афганистан, а я остался. Хочу сказать, что сегодня мне звонят афганцы и настойчиво просят меня приехать к ним в гости. Они очень хотят, чтобы я приехал туда вместе со своей женой Сакинат. Думаю, что мы сделали много хорошего для афганцев: строили дома, социальные объекты, нефтегазовые заводы. Афганцы очень высоко ценят это. Дагестанцы в Афганистане вели себя очень достойно, и это влияние сказывается сегодня. Около 44 тысяч дагестанцев было отправлено в Афганистан, и сделали мы для этого народа многое. Из трех представителей Северного Кавказа, которые прошли Афганистан и удостоились звания Героя России, – двое дагестанцев Абас Исрафилов и Нухидин Гаджиев.

– Два года Вы прожили в Афганистане. Была ли возможность заниматься там спортом? Приобщали ли афганских детей к спорту?

– Дело в том, что Мазари-Шариф все время подвергался обстрелу. Но мне удалось найти место, куда при обстреле не падали бомбы и осколки. И каждое мое утро начиналось с пробежки. Конечно, я старался приобщать детей к спорту. Я даже договорился с КГБ, чтобы на определенной площадке была выставлена охрана для безопасного занятия спортом детей и взрослых. Я всегда говорил своим товарищам в Афганистане о том, что нужно больше заниматься спортом, в особенности легкой атлетикой.

– Как в советское время была выстроена система подготовки легкоатлетов и как обстоят дела сейчас? Есть ли вообще системность в этом деле?

– Система существует, и в наших планах сделать ее лучше. Есть и условия. Был построен великолепный стадион «Труд». Раньше мы были вынуждены проводить соревнования в Дербенте и Избербаше, но теперь у нас появился народный «Труд». Он как раз создан для легкоатлетов. Очень хорошую работу проводит администрация Махачкалы. Часто проводятся соревнования, связанные именно с легкой атлетикой, и молодежь тянется. Я восторгаюсь ими.

Есть много специалистов. Особо хотел бы отметить Анну Гвиниашвили, которая делает многое для развития легкой атлетики в Дагестане.

Конечно, заметных результатов пока не наблюдается. Многим выдающимся спортсменам пришлось по определенным причинам уехать из республики. Вспомните дагестанку Валентину Тихомирову, которая установила рекорд мира в пятиборье, Алексея Переверзева, Светлану Лапину, оставившую нам на память хороший результат чемпионата мира по легкой атлетике 1999 года в прыжках в высоту. Некоторые из наших спортсменов показывают хорошие результаты, выступая за Краснодарский край и Москву.

 

ПОЛИТИКА ЧИСТОЙ ВОДЫ…

– Российский мир спорта потряс скандал, разразившийся вокруг препарата милдронат, или мельдоний. Многие спортсмены, включая легкоатлетов, были дисквалифицированы…

– Это большая беда для наших атлетов. Им вменяется употребление запрещенных препаратов, но никто не задумывается о том, что спортсменов обманывали. Даже сам создатель Ивар Калвиньш утверждает, что препарат необходим для лечебных целей, но нисколько не в целях допинга. Это чистой воды политика…

– Какие условия создаются правительством Дагестана для молодых легкоатлетов?

– Отстаивать у чиновников интересы спортсменов – одна из важнейших задач нашей федерации. Некоторых перспективных легкоатлетов мы стараемся поощрять стипендиями. Стадион привели в порядок, и это было сделано не министерством спорта, а руководством республики. Также вернули сдачу норм ГТО. В основе всего этого лежит здоровье человека и взращивание талантливых спортсменов, которые могли бы представлять нашу республику на международной арене.

– Занимаетесь ли Вы сами спортом? Как поддерживаете себя в форме?

– Врачи призывают меня не нагружать сердце. Но я уже не могу без спорта. Каждое утро я делаю небольшую пробежку около дома. Если бы не спорт, я бы с вами сейчас не разговаривал. Да, мне 90 лет, но пока состояние позволяет, я должен поддерживать себя в форме.

 

Нурмагомед Астарханов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам