РОБОТОТЕХНИКАМ – ПРИГОТОВИТЬСЯ!
11 апреля в Махачкале стартовал инновационно-образовательный проект «Неделя робототехники», организованный благотворительным фондом «Пери» Зиявудина Магомедова совместно с ГБОУ «Центр педагогического мастерства» города Москвы и Московским центром непрерывного математического образования.
В рамках проекта в средних общеобразовательных школах городов и районов республики будут проводиться мероприятия по робототехнике: выставки, мастер-классы, турниры, квесты и роботофутбол.
Первая экспериментальная Неделя робототехники в Махачкале прошла на базе гимназии №13. Представители Центра педагогического мастерства в мастер-классах рассказывали школьникам об истории происхождения роботов, о том, как можно создать различные программы для них. А самое главное – дети смогли сами попробовать сделать роботов и «заставить» их двигаться.
Как рассказал «МИ» координатор «Недели робототехники» Станислав Вареников, проект был создан недавно. Одним из его первых результатов является мобильная передвижная лаборатория и специальная программа для учащихся 1-11-х классов.
– По инициативе фонда «Пери» для Дагестана закуплено оборудование. Мы старались, чтобы оно было разнообразным и не было ощущения, что это реклама чьей-то продукции. В течение недели мы будем проводить различные диспуты, викторины, затрагивать тему взаимодействия человека с роботом. К сожалению, во многих школах не только Дагестана, но и Москвы дети не совсем готовы к робототехническим занятиям. Все мероприятия, которые мы будет проводить в рамках этой Недели, будут ориентированы на неподготовленных детей. Наши преподаватели помогут детишкам собрать робота и запрограммировать его. И к концу недели, я думаю, у нас получится сыграть в роботофутбол, – с увлечением рассказывает Вареников.
– Мы стараемся, чтобы у детей появился какой-то интерес к робототехнике, чтобы они в дальнейшем могли участвовать в различных олимпиадах. В то же время мы указываем на то, что конструирование и программирование роботов невозможно без таких наук, как физика, математика, информатика. То есть мы заодно пробуждаем у детей и интерес к определенным наукам, – добавил координатор проекта.
В актовом зале гимназии №13 открылась и передвижная выставка роботов, на которой были представлены около 30 видов, собранных из конструктора Lego, а также более сложные модели. Ведущий кружка робототехники Московской гимназии №1558 им. Росалии де Кастро Евгений Сыров познакомил учащихся со всеми представленными «экспонатами», показал, как они работают.
– Конструкторы Lego предназначены для обучения детей, начиная со старших групп детского сада и до 11-го класса. Технология работы такая: надо составить программу на специальном языке, который понятен детям. Потом эта программа транслируется в процессор, переводится на язык команд – и робот готов к движению. Это самая простая программа управления роботом, – рассказывает Сыров.
Но, как оказалось, гордость выставки не продукция Lego, а робот-лебедь российского производства, который может и разговаривать, и танцевать, и даже смотреть за детьми.
Однако имя этому удивительному созданию еще не дали. Поэтому организаторы выставки объявили о начале конкурса среди учащихся гимназии на самое интересное имя роботу-лебедю.
Станислав Вареников также рассказал «МИ», что по окончании Недели робототехники учителя, которые посещали мастер-классы, получат специальные методички. По ним и по тому опыту, который педагоги получат в рамках «Недели робототехники», они смогут в дальнейшем и сами проводить подобные мероприятия.
– Мы будем и дальше помогать дагестанским преподавателям, присылать наших специалистов для проведения дополнительных мастер-классов. Кроме того, планируем провести в Дагестане еще одну Неделю робототехники, но уже в другой школе. Предварительно в школе №39, – сообщил Вареников. (В школе №39 учился и сам Зиявудин Магомедов. – Прим. «МИ»).
Представитель Ассоциации учителей робототехники Москвы Андрей Ростовцев считает, что роботы смогут смоделировать будущее человека – в этом их философская роль.
– Сейчас во всем мире наблюдается технологический бум. Раньше у нас не было сотовых телефонов и компьютеров. Когда они только появились, это было что-то новое для нас. А сейчас этим уже никого не удивишь. То же самое и с роботами. Сейчас они постепенно внедряются в нашу жизнь, в частности, и в систему образования. Сегодня кружки и мастер-классы по робототехнике в Москве проводятся только в двух школах, не говоря уже о других городах и регионах страны. Там вообще такого нет. Ну и Дагестан сейчас благодаря фонду «Пери» стал одним из участников проекта. Благо потенциал для развития робототехники у республики есть: это учителя-энтузиасты и скромные, воспитанные и в то же время любознательные дети, – отметил Ростовцев.
Своими впечатлениями после знакомства с роботами поделились и учащиеся гимназии №13.
– Я обожаю роботов и технику, связанную с ними. Если у нас в школе откроют кружок, то я его обязательно буду посещать. Столько всего интересного и нового я для себя узнал сейчас! – рассказывает ученик 11-го класса Ислам.
– Было бы еще интереснее, если бы роботы были чуть больше размером, как в телевизорах показывают. А так мне понравилось составлять для них программы, конструировать… Я постараюсь и сам без чьей-либо помощи собрать небольшого робота, – уверенно заявил ученик 9-го класса гимназии Магомед.
Айбала АЛИЕВА