МУСУЛЬМАНЕ ДАГЕСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) стала экзаменом на мужество, патриотичность и свободолюбие всех жителей Советского Союза. В эти тяжелые годы испытания все, как один, встали на защиту своей Родины. Все, кто мог, отправились на фронт, остальные день и ночь трудились во имя победы. Дагестанский народ показал свое мужество, стойкость и трудолюбие. Мы не можем сегодня различать мусульман и немусульман, участвовавших в борьбе против фашистов. Но все же роль духовенства в мобилизации и помощи фронту существенна, более того, в религиозной жизни страны произошли значимые события именно в годы войны.
Советская власть до начала Великой Отечественной войны вела пропаганду против мулл и попов, распространяла лозунги типа «религия – опиум для народа». Но в годы войны отношение к религии (всех конфессий) заметно изменилось, т.е. государство смирилось с тем, что церковь и мечеть имеют определенное влияние на умы верующих. Для того чтобы мобилизовать на войну верующих, подключить к работе в тылу мусульман, руководство страны позволило созывать съезды и проводить другие богослужения. Так, в 1942 году единственное в то время в СССР Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну (джихад) германскому фашизму. А бывший в то время муфтием ДУМ ЕС Габдрахман Расулев в своем выступлении сказал: «Великий Аллах говорит в Коране: «Сражайтесь с теми, кто сражается с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых.
Великий пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Любовь к Родине, защита ее – есть часть веры». Уважаемые братья – мусульмане! Вышеизложенные изречения великого Аллаха и его пророка – великого Мухаммада (с.а.с.) призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все усилия для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения. В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии. Мы, ученые ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников. Молитесь великому и милостивому Богу о скорейшем избавлении от врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников-фашистов».
Это была оценка участия в войне мусульманских ученых с точки зрения ислама, и прозвучала как фетва, что способствовало исключению любых сомнений мусульманина о правомерности его участия в войне. После этого съезда мусульмане действительно воспряли духом и с новой силой включились в борьбу против фашизма. Так, в 1942 году в Дагестане было собрано столько средств, что хватило на создание танковой колонны. Действовавшая в составе частей РККА в годы Великой Отечественной войны танковая колонна носила имя имама Шамиля. В республике были созданы отряды народного ополчения, в которых на начало октября 1941 года насчитывалось около 12 тыс. человек.
Всего на фронтах Великой Отечественной войны участвовало свыше 142 тысяч дагестанцев. Говоря о дагестанцах-фронтовиках, не было случая дезертирства или еще другой измены. Героями Советского Союза стали 57 дагестанцев. Уже к концу войны (в 1944 году) руководство СССР открыло пять духовных управлений и несколько мечетей, чем и подняло себе авторитет перед народом. Открывшееся на Северном Кавказе Духовное управление мусульман Северного Кавказа находилось в городе Буйнакске. Также мусульмане Дагестана приняли активное участие в восстановлении страны после войны.
Магомедрасул ОМАРОВ