ОН ПОСТИГ ТАЙНУ КРАСОТЫ
С героем моего очерка я встретился впервые в шестидесятые годы прошлого столетия, когда работал в кумыкской редакции вещаний Дагестанского радио. Высокого роста, смуглый, с добрыми карими глазами и густой черной шевелюрой ,он пришел в нашу редакцию по приглашению старшего редактора Джанболата Бекмурзаева, чтобы рассказать о работе Союза художников Дагестана, который он возглавлял в те годы.
Прежде чем войти в студию, он побеседовал с нами, живо интересовался работой нашей редакции и подарил нашему коллективу одну из своих последних работ, выполненную акварелью. Эта картина – пейзаж – долго украшала стену кабинета нашего редактора. Может, эта короткая встреча и навела меня на мысль сегодня, спустя полвека, изучить жизнь и творчество мастера изобразительного искусства Салавата Салаватова и рассказать о нем читателям нашей газеты.
ЮНЫЙ ТАЛАНТ
Родился он 21 мая 1922 года в Буйнакске, но его родовые корни находятся в селении Нижний Дженгутай. Когда его отец Магомед устроился полиграфистом в типографию имени С.М. Кирова, семья переехала жить в Махачкалу. Магомед выписывал и часто приносил домой красочно иллюстрированные художественные книги для детей. Салават, который едва научился читать и писать, так увлекся рисунками в книгах, что стал и сам рисовать. Учась в городской средней школе № 5, посещал студию изобразительного искусства при Доме художественного воспитания детей. Первый успех пришел к Салавату, когда он стал лауреатом Международного конкурса детского рисунка в Японии и был награжден не только дипломом, но и путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».
Свой талант юный Салават развил, посещая позже студию при Министерстве культуры Дагестана, которую вел Дмитрий Капаницын, приобщивший к изобразительному искусству целую плеяду будущих мастеров.
У Салаватова была большая и заветная мечта – получить высшее образование в Москве, в Государственном институте изобразительных искусств, но помешала Великая Отечественная война.
ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ
Он с первых дней войны, не дожидаясь повестки, добровольно ушел на фронт. Участвовал в ожесточенных боях за каждый сантиметр родной земли. В письмах-треугольниках к своим родителям и близким родственникам Салават отправлял наспех нарисованные в окопах карандашом зарисовки тяжелых фронтовых дорог. В 1944 году при освобождении Донбасса он был тяжело ранен. Лечился в Махачкале, в госпитале, который был развернут в средней школе №13. Хотя по состоянию здоровья он больше не вернулся на фронт, в те военные годы много рисовал карикатуры, листовки, плакаты, в которых высмеивал и позорил фашистских оккупантов.
В послевоенные годы Салават Магомедович работает художником-декоратором в Русском драматическом театре, а также активно сотрудничает с республиканскими газетами и Дагестанским книжным издательством. Большое внимание уделяет художник оформлению художественных книг, особенно сатирических произведений.
МАСТЕР ПЕЙЗАЖА
Мастером пейзажа называли Салавата Магомедовича в шестидесятые годы прошлого столетия. Салаватов-пейзажист страстно впитывал окружающий мир, пропускал через себя, через свое сердце, и отдавал любителям изобразительного искусства напоенные чистым, ароматным воздухом родные и милые нам леса, луга, горы, глубоко дышащую морскую стихию Каспия, залитые светом городские панорамы Махачкалы… Лирическим героем этих полотен был сам Салаватов – художник, живущий свободно, спокойно и цельно.
Большую популярность С.М. Салаватову принесла персональная выставка его работ, которая была организована в Москве в конце 1971 года, в период самого расцвета его творчества. Эта выставка была приурочена ко Дню энергетика и потому носила сугубо тематический характер – раскрывала трудовой подвиг дагестанских гидростроителей. Посетители тепло благодарили художника за его колоритные работы и оставляли добрые записи в книге отзывов.
В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ ДАГЕСТАНА
Подготавливая этот материал для нашей газеты, я встретился со многими, кто был близок или причастен к творчеству С.М. Салаватова. «Мы с Салаватом жили рядом одной улице Махачкалы, учились в одной школе, вместе ходили в студию «Юного художника», – начал свою неторопливую беседу со мной аксакал дагестанского изобразительного искусства, заслуженный деятель искусств РД, автор Государственного флага РД Абдулвагаб Муратчаев. – Салават был одаренным и талантливым от природы, от Бога. И живопись, и графика, и гравюра – все было подвластно его умным и умелым рукам. Любил писать портреты рабочих-передовиков производства. Когда он рисовал портрет, словно снимая слои изобразительных подробностей, умел проникнуть в глубинную суть человека. В 1961 – 1967 годах мне посчастливилось работать вместе с ним в Союзе художников Дагестана. Он возглавлял Союз, а я был директором Художественного фонда Дагестанского отделения СХ СССР. У нас с ним получился своего рода прочный тандем. Многие организационные и общественные вопросы решали сообща. Салават ко всем, кто его окружал, относился с исключительным уважением».
Главный итог творчества С.М. Салаватова в том, что он реализовался как художник. Прошло более десяти выставок его работ на республиканском, всесоюзном и всероссийском уровне. Как иллюстратор он участвовал в Международной выставке книг в Берлине. Имеет почетные звания «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник Дагестана». Награжден орденом «Знак Почета».
ОН УЧИЛ ДОБРОТЕ
Наш рассказ о Салавате Магомедовиче Салаватове был бы неполным, если бы я не встретился со старшей дочерью художника, Инессой Салаватовной, которая живет в Махачкале. Когда я переступил порог ее квартиры, то был приятно удивлен тем, что стены дома увешаны живописными, графическими и пейзажными работами, портретами, рисунками и линогравюрами ее отца. «Это же настоящий музей!» – воскликнул я в восторге. «Мои родители жили в этой квартире до 1972 года, до переезда в Москву, – начала свой рассказ Инесса. – Папу пригласили работать главным художником в издательство «Планета». Ему сразу же предоставили двухкомнатную квартиру и творческую мастерскую в престижном районе столицы, а маму – Тамару Константиновну, которая окончила филологический факультет ДГУ, обеспечили профильной работой. Нас у родителей двое, я и моя младшая сестра Умият. Мы обе получили высшее медицинское образование, работаем по специальности. Папа очень любил нас. Занятый целыми днями служебными и личными профессиональными делами, папа находил время заниматься с нами, нашими уроками. Он учил нас всему хорошему – доброте, честности, благодарности, а своих учеников – глубокому пониманию того, что они рисуют. Всевышний не оставил наш род без последователя отца: внук его младшего брата Нариман Дамаданов окончил художественно-графический факультет ДГПИ, ныне известный художник, член Союза художников России».
Заканчивая очерк о С.М. Салаватове, хочу сказать, что он оставил нам и будущим поколениям более тысячи своих работ. Некоторые рисунки, картины, композиции остались незаконченными. У А.С. Пушкина в стихотворении «Недоконченная картина» есть такие строки:
Чья мысль восторгом угадала,
Постигла тайну красоты?
Чья кисть, о небо, означала
Сии небесные черты?
Я с полной уверенностью могу сказать, что С.М. Салаватов, очень почитаемый ценителями живописи, своим титаническим трудом постиг тайну этой красоты. Его живопись будет востребована всегда, в любые времена, как достояние народа. В подтверждение этому Указом Главы нашей республики об увековечении памяти художника-фронтовика Салавата Магомедовича Салаватова на стене дома №3 по улице Коркмасова в городе Махачкале, где долгие годы жил герой моего очерка, в ближайшие дни будет установлена мемориальная доска.
Магомед-Наби Халилов, писатель, заслуженный работник культуры Дагестана