ОРЛЫ УМИРАЮТ В НЕБЕ. ЖИЗНЬ И БЕССМЕРТИЕ АМЕТ-ХАНА СУЛТАНА
Знаменитый советский военный ас и летчик-испытатель был героем Советского Союза в полном смысле этого слова
УВЛЕЧЕНИЕ
В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…
Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чем не повинных…
Но не о подлецах пойдет сегодня речь, а о герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, героем Советского Союза.
Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.
Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлеченность небом, распространенная среди советской молодежи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию летчика.
И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.
ТАРАН НАД ЯРОСЛАВЛЕМ
Истребительный полк Амет-Хана, оснащенный самолетами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой летчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжелых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».
В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошел в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.
31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский летчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награжден орденом Ленина.
В 1942 году летчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток.
ВОЗДУШНЫЙ СПЕЦНАЗ СТАЛИНА
В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие летчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нем воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе».
В состав этого подразделения вошел и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало.
В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.
В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов, сумели захватить самолет противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолет связи почти сразу, совершив на нем самостоятельный полет.
Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолетов противника и еще 19 — в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.
ГЕРОИ И ПРЕДАТЕЛИ
Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учебу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность — крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что летчик легко мог указать национальность отца.
Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.
При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители летчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.
Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…
ИСПЫТАТЕЛЬ
Но вернемся к самому Амет-Хану. Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.
Дело было не в политике и не в «пятом пункте» — боевой летчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования.
После увольнения со службы он на несколько месяцев оказался в подвешенном состоянии. Никем, кроме как летчиком, он себя не видел, но становиться пилотом на гражданских трассах не хотел — слишком простая работа.
Помогли боевые друзья, замолвившие за него слово в высоких инстанциях — сам за себя гордый Амет-Хан просить не умел. И в феврале 1947 года он стал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском.
Это было дело, наиболее подходившее для пилота, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолетов.
За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крестным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций.
ДРУГ ЗА ДРУГА
В начале 1950-х годов в СССР шли испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда «Комета». Самолет-снаряд запускал двигатель, затем отделялся от самолета-носителя и производил автономный полет. Во время одного из испытаний сброс самолета-снаряда произошел раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако летчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.
В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полетов по программе разработки катапультных кресел для летчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин, который и выполнял катапультирование.
12 ноября 1958 года на самолете МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолета оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полетов отдал команду Амет-Хану покинуть самолет.
Однако оставить товарища летчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолет, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.
ПРЕДСКАЗАНИЕ
Испытатели — люди с железным характером. Через некоторое время Амет-Хан Султан и Валерий Головин вновь вместе поднялись в небо, продолжая испытания. Для кого Головин при катапультировании испытывал тяжелый и неповоротливый скафандр, Амет-Хан понял уже после полета Юрия Гагарина.
Помогал Амет-Хан Султан космонавтам и в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полеты проходили все отечественные космонавты.
Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, летчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущенный такими почестями, летчик благодарил всех за теплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орел предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мертвые…»
На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.
1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб.
ПАМЯТЬ
Его именем названы улицы в разных городах СССР, в родной Алупке, в подмосковном Жуковском, где он жил, работая в ЛИИ имени Громова, аэропорт в Махачкале…
Герой живет, пока его помнят. Мы очень часто помним не тех, кто этого достоин, забывая о тех, чьей памятью должны дорожить.
В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, над которым в 1942 году мужественный летчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.
Андрей Сидорчик, aif.ru