Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана

 ОРЛЫ УМИРАЮТ В НЕБЕ. ЖИЗНЬ И БЕССМЕРТИЕ АМЕТ-ХАНА СУЛТАНА

 

Знаменитый советский военный ас и летчик-испытатель был героем Советского Союза в полном смысле этого слова

 

УВЛЕЧЕНИЕ

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…

Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чем не повинных…

Но не о подлецах пойдет сегодня речь, а о герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, героем Советского Союза.

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлеченность небом, распространенная среди советской молодежи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию летчика.

И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.

 

ТАРАН НАД ЯРОСЛАВЛЕМ

Истребительный полк Амет-Хана, оснащенный самолетами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой летчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжелых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошел в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.

31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский летчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награжден орденом Ленина.

В 1942 году летчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток.

 

ВОЗДУШНЫЙ СПЕЦНАЗ СТАЛИНА

В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие летчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нем воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе».

В состав этого подразделения вошел и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов, сумели захватить самолет противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолет связи почти сразу, совершив на нем самостоятельный полет.

Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолетов противника и еще 19 — в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.

 

ГЕРОИ И ПРЕДАТЕЛИ

Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учебу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность — крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что летчик легко мог указать национальность отца.

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.

При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители летчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

 

ИСПЫТАТЕЛЬ

Но вернемся к самому Амет-Хану. Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.

Дело было не в политике и не в «пятом пункте» — боевой летчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования.

После увольнения со службы он на несколько месяцев оказался в подвешенном состоянии. Никем, кроме как летчиком, он себя не видел, но становиться пилотом на гражданских трассах не хотел — слишком простая работа.

Помогли боевые друзья, замолвившие за него слово в высоких инстанциях — сам за себя гордый Амет-Хан просить не умел. И в феврале 1947 года он стал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском.

Это было дело, наиболее подходившее для пилота, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолетов.

За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крестным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций.

 

ДРУГ ЗА ДРУГА

В начале 1950-х годов в СССР шли испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда «Комета». Самолет-снаряд запускал двигатель, затем отделялся от самолета-носителя и производил автономный полет. Во время одного из испытаний сброс самолета-снаряда произошел раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако летчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.

В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полетов по программе разработки катапультных кресел для летчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин, который и выполнял катапультирование.

12 ноября 1958 года на самолете МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолета оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полетов отдал команду Амет-Хану покинуть самолет.

Однако оставить товарища летчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолет, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.

 

ПРЕДСКАЗАНИЕ

Испытатели — люди с железным характером. Через некоторое время Амет-Хан Султан и Валерий Головин вновь вместе поднялись в небо, продолжая испытания. Для кого Головин при катапультировании испытывал тяжелый и неповоротливый скафандр, Амет-Хан понял уже после полета Юрия Гагарина.

Помогал Амет-Хан Султан космонавтам и в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полеты проходили все отечественные космонавты.

Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, летчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущенный такими почестями, летчик благодарил всех за теплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орел предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мертвые…»

На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб.

 

ПАМЯТЬ

Его именем названы улицы в разных городах СССР, в родной Алупке, в подмосковном Жуковском, где он жил, работая в ЛИИ имени Громова, аэропорт в Махачкале…

Герой живет, пока его помнят. Мы очень часто помним не тех, кто этого достоин, забывая о тех, чьей памятью должны дорожить.

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, над которым в 1942 году мужественный летчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.

 

Андрей Сидорчик, aif.ru

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Видно на всех широтах: «Ростелеком» организовал онлайн-трансляцию международных соревнований по каратэ из Дагестана

«Ростелеком» выступил технологическим партнером Международных и Всероссийских соревнований по каратэ «Кубок Каспия», посвященных Году защитника Отечества и 80-летию Победы...

В Махачкале началось благоустройство новых территорий

В Махачкале стартовали мероприятия, направленные на благоустройство участков, ставших победителями федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» после онлайн-голосования 2024...

Уголовное дело в связи с массовым отравлением водой возбуждено в Дагестане

В республике Дагестан было возбуждено уголовное дело в связи с массовым отравлением жителей водой. Дело открыто по статье, касающейся...

«Решил поиграть в войну» – Сергей Меликов отреагировал на задержание главы Карабудахкентского района

Глава РД прокомментировал арест главы Карабудахкентского района Махмуда Амиралиева в своем телеграм-канале. Он назвал задержание чиновника – «тревожным сигналом...
spot_imgspot_img

В Дагестане вынесли приговор инспектору ДПС за избиение водителя девятилетней давности

8 сентября 2016 года за превышение скорости подсудимым был остановлен автомобиль «Инфинити». Сотрудники ДПС приняли решение доставить водителя в...

В Махачкале снесут незаконно возведённый 12-этажный каркас многоквартирного дома

Суд первой инстанции постановил снести незаконно возведённый 12-этажный каркас одного из многоквартирных домов в Махачкале. По иску столичной администрации, постройку...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам