Магомед Магомедов: «Власть наша – спортсмены»
19 мая в Министерстве по физической культуре и спорту РД прошла встреча главы ведомства Магомеда Магомедова с представителями республиканских СМИ и блогосферы, в ходе которой состоялся откровенный разговор о предстоящем чемпионате России по вольной борьбе, скандале с мельдонием, спортсменах в политике и многом другом.
В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ – ПЯТЬ, В ХУДШЕМ – ЧЕТЫРЕ
В начале встречи Магомед Магомедов рассказал о подготовке дагестанских борцов к предстоящему чемпионату России по вольной борьбе в Якутске, заострив внимание на ШирваниМурадове (олимпийский чемпион по вольной борьбе 2008 года. – Прим. «МИ»), который после четырехлетнего перерыва принял решение вернуться в большой спорт.
«Были заявления о том, что его, возможно, не допустят к участию в чемпионате России. Буквально вчера я разговаривал с ДзамболатомТедеевым (главный тренер сборной России по вольной борьбе. – Прим. «МИ») и Михаилом Мамиашвили (президент федерации спортивной борьбы России. – Прим. «МИ»). Оба в один голос говорили: «Что мы будем делать с Ширвани?», на что я ответил: «Давайте посмотрим, кто лучше: Гацалов, Гадисов, Болтукаев или Ширвани Мурадов», и они согласились. А сегодня Ширвани звонит мне и говорит: «Я приболел, и не знаю, смогу выступать или нет». Он в хорошей форме, я видел его схватки с Садулаевым (Абдулрашид Садулаев – двукратный чемпион мира по вольной борьбе. – Прим. «МИ») и другими, но, к сожалению, чувствует он себя не очень хорошо», – отметил глава ведомства.
Магомедов также поделился мнением насчет судьбы путевок на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро.
«Думаю, никакой предвзятости при определении путевок на Олимпийские игры не возникнет, потому что едут они за медалью в первую очередь для России. В вольной борьбе мы ждем в лучшем случае – пять, в худшем – четыре путевки на Олимпиаду».
КУРДЮК ВМЕСТО МЕЛЬДОНИЯ…
Комментируя ситуацию с разразившимся в спортивном мире скандале с мельдонием, глава Минспорта отметил, что поводов для беспокойства нет.
«За нашими спортсменами ничего запрещенного не замечено. Что касается дзюдоистов, боксеров, борцов, мы уверены, что наши этим не занимаются. Дагестанские спортсмены вместо таблеток принимают курдюк (смеется)».
ПАТРИОТИЗМ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
В интервью «Махачкалинским известиям» олимпийский чемпион по дзюдо Тагир Хайбулаев заявил, что предложений сдавать Дагестану параллельный зачет от Минспорта республики не поступало. Корреспондент «МИ» поинтересовался у Магомеда Магомедова, с чем это связано.
– Почему Тагиру Хайбулаеву не было предложено сдавать параллельный зачет Республике Дагестан?
– Тагир Хайбулаев, Мансур Исаев (дагестанский дзюдоист, олимпийский чемпион 2012 года, представляющий Челябинск. – Прим. «МИ»), и все остальные, кто борется за другие регионы, являются воспитанниками, в первую очередь, Дагестана, – отметил Магомедов. – Давайте поставим вопрос по-другому. Почему за спортсменами, выбравшими другой регион, должны бегать? Хайбулаеву было предложено сдавать параллельный зачет Дагестану.
Ребята, которых мы воспитали, выступают за другие регионы, но мы не бьем тревогу. Ренат Саидов (дагестанский дзюдоист, двукратный бронзовый призер Европы, представляет Челябинск. – Прим. «МИ») и Тагир Хайбулаев завоевали путевку и будут представлять на Играх другие регионы, но, когда они становятся чемпионами, Дагестан не остается в стороне. Здесь их чествуют на высочайшем уровне.
Я считаю, что святая обязанность Тагира Хайбулаева и остальных спортсменов – делать все в первую очередь для Дагестана и для России.
Даже если Тагир напишет, что он представляет Дагестан, то мы не получим за это никаких баллов. Его достижения – наше богатство. Мы просто радуемся тому, что он дагестанец и выступает за Россию, но в то же время патриотизм никто не отменял. Он сам должен прийти и изъявить желание выступать за Дагестан.
ДЕЛАЕМ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ
«МИ» также поинтересовались у Магомедова, какие действия принимаются Минспортом РД по развитию дзюдо в Дагестане.
«Для развития дзюдо делается все возможное. Вот вспомните парня, который пожаловался Виталию Мутко на плохие условия в Дагестане (во время мастер-класса по дзюдо от президента страны Владимира Путина дагестанский дзюдоист Магомед Магомедов пожаловался министру спорта РФ на то, что дзюдо в Дагестане уделяется мало внимания. – Прим. «МИ»). Этот спортсмен за нас не выступает, у нас ни по каким зачетам не проходит. Если у тебя есть какие-то претензии, предъявляй тому региону, за который ты выступаешь.
Долгое время президентом федерации дзюдо РД был Эсенбулат Магомедов. Он дал большой толчок развитию этого вида спорта. Но в последние годы его поддержка была сведена на нет. Сейчас президентом федерации является Шарухан Абдулатипов, и он должен уметь привлекать дополнительные средства. Отмечу, что в Дагестане в этом году на развитие дзюдо предусмотрены немалые деньги», – ответил министр.
Он также обратил внимание на то, что братья Зиявудин и Магомед Магомедовы выделяют большие средства на развитие спорта в Дагестане:
«Богатые дагестанцы берут спортсменов и даже целые виды спорта на свое попечение. Например, братья Магомедовы, которые вышли на меня через Загида Хучбарова (руководитель агентства по дорожному хозяйству РД. – Прим. «МИ»), сказали так: “Дайте нам пару видов спорта, мы будем отвечать за них и развивать”. Сейчас мы над этим работаем».
Комментируя ситуацию с оттоком спортсменов из Дагестана, глава ведомства отметил, что отныне будут подписываться контракты, регламентирующие выступление дагестанцев за другие регионы и страны:
«Сейчас мы разработали специальные контракты, которые будут заключаться с нашими спортсменами. Подписав их, спортсмены не смогут выступать не только за другие страны, но и за другие регионы без позволения министерства по физической культуре и спорту Дагестана», – заявил Магомедов.
ММА В РАЗВИТИИ НЕ НУЖДАЕТСЯ
Один из журналистов заметил, что «Чеченская Республика наступает на пятки Дагестану в сфере смешанных единоборств, потому что есть поддержка и создаются хорошие площадки», добавив при этом, что в Дагестане аналогичные площадки не создаются
«Во-первых, у нас нет таких денег, которые есть в Чечне, – прокомментировал министр. – Да я и не считаю смешанные единоборства нашими опорными видами спорта. Но, несмотря на это, в Дагестане занимались и занимаются смешанными единоборствами. Это такой вид спорта, который не нужно развивать, он развивается сам по себе, и в нем крутятся огромные суммы».
Также была затронута тема Фестиваля культуры и спорта народов Кавказа, который пройдет в этом году в Ингушетии. По словам Магомедова, дагестанские спортсмены имеют большие шансы повторить прошлогодний триумф (на Играх – 2015, которые проходили в Махачкале, сборная Дагестана завоевала первое место, победив в 10 дисциплинах из 12. – Прим. «МИ»).
«Мы никого “не чувствуем”, я так считаю, – заявил Магомедов. – Наша команда всегда была лучше. Этот турнир будет проходить в Ингушетии, и если передо мной поставят задачу привезти победу, то мы это сделаем. Подготовка идет полным ходом, после месяца Рамадан будут проведены сборы и состоится республиканский этап Игр».
ПОЛИТИКУ ДЕЛАЮТ НЕ СПОРТСМЕНЫ
Все больше спортсменов пытаются начать политическую карьеру. Корреспондент «МИ» поинтересовался у министра спорта, что он думает по этому поводу.
– Как вы относитесь к спортсменам в политике?
– В России политику делает Владимир Владимирович Путин. В Дагестане – Рамазан Гаджимурадович (Абдулатипов). И если спортсмен попадет в политическую среду, разве политика станет другой? Нет.
Если спортсмен может быть полезен своей республике, то почему бы не стать политиком? Мы всячески стараемся продвинуть толковых парней, но только в рамках закона. Власть наша – спортсмены. Председатель правительства (Абдусамад Гамидов. – Прим. «МИ»), председатель Народного Собрания (Хизри Шихсаидов. – Прим. «МИ») и Рамазан Гаджимурадович (Глава РД. – Прим. «МИ») – все они спортсмены. Но отмечу, что нельзя злоупотреблять. Все хотят в политику, зачастую не имея даже элементарного образования. Мозгов нет, но в политику хочу – так нельзя.
СПОРТШКОЛЫ СОКРАЩАТЬ НЕ БУДУТ
В ходе разговора был поднят вопрос передачи спортивных школ республики в ведение Министерства по физической культуре и спорту РД.
«Сегодня в Дагестане есть 186 спортивных школ, из них 41 – на нашем балансе. Две школы на балансе Минобра и остальные – у муниципалитетов. Изучая этот вопрос, мы пришли к выводу: эффективность многих школ практически нулевая. Шахабас Шахов (министр образования и науки РД. – Прим. «МИ») неоднократно предлагал сократить количество школ. Мы не проявляем такую инициативу, потому что нашим людям и так заняться нечем. Представьте, что мы сократим все неэффективные школы и оставим 50 заведений. На что будут жить местные тренеры? Если передавать все школы на наш баланс, придется выделить нам дополнительные деньги, которых лишатся муниципалитеты», – отметил глава министерства.
СКОРО ПЕРЕЕЗД…
В завершение пресс-конференции министр по физической культуре и спорту РД отметил, что до конца этого года должен состояться переезд ведомства в новое здание, которое построено на территории стадиона «Труд» по улице Ярагского, 98.
«Мы собирались переехать уже к сентябрю, но подрядчики нас подводят. Сроки передвинулись на декабрь. Изначально планировалось большее количество этажей, но из-за нехватки средств остановились на семи. На первом этаже будет столовая для всей Махачкалы, второй этаж займет музей спортивной славы РД, третий и четвертый – отдадут под административные кабинеты Минспорта, а на остальных трех этажах будет расположена гостиница для спортсменов», – рассказал Магомедов.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ