ЕГЭ: КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Прозвенел последний звонок, и российские выпускники погрузились в сдачу Единого государственного экзамена, который в обществе уже давно стал притчей во языцех, как и сама система современного российского образования.
Совсем недавно депутаты Карельского заксобрания внесли в Госдуму законопроект, предполагающий поэтапное возвращение от ЕГЭ к традиционным выпускным экзаменам по русскому языку и математике.
По мнению инициатора законопроекта Алексея Гаврилова, ЕГЭ вынуждает учителей «натаскивать» детей для сдачи экзамена, оставляя позади получение разносторонних знаний.
«Цель одна, а стратегически мы проигрываем. Если выйти за пределы ЕГЭ базового, то начинается некое плавание в познаниях. Уровень знаний современных школьников сегодня оставляет желать лучшего. Именно поэтому мы выступаем за то, чтобы этот ЕГЭ отменить», – цитирует Гаврилова «Комсомольская правда».
Противники у «единого государственного» нашлись не только в Карелии, но и в Дагестане. Ратующие за отмену говорят, что он не дает возможности в полной мере оценить знания сдающего. Вузы, по сути, получают не абитуриента, а кота в мешке. К этому добавляют еще и ЕГЭ-туризм, набравший популярность на Северном Кавказе несколько лет назад, истории, связанные с незаконным выносом работ с пунктов сдачи экзаменов…
Однако в последнее время плачевную ситуацию с ЕГЭ в Дагестане удалось выправить – повлияло пристальное внимание Рособрнадзора, камеры видеонаблюдения и… поручение Главы республики Рамазана Абдулатипова провести ЕГЭ честно.
СИСТЕМА АКТУАЛЬНА
На сегодняшний день дагестанские школьники уже успели сдать экзамены по русскому языку, математике, литературе и географии, биологии, а также по обществознанию.
По словам заместителя министра образования и науки РД Ширали Алиева, экзамены в республике проходят в штатном режиме, а с инициативой об отмене ЕГЭ сегодня выступают те, кто просто хочет пропиарить себя в предвыборной гонке. Алиев уверен, что ЕГЭ как система сегодня себя зарекомендовала, поэтому отменять ее не стоит.
«Я вообще считаю, что подобного рода инициативы носят популистский характер и ориентированы на психологию людей. По сути, ЕГЭ при обеспечении порядка его проведения дает объективную оценку знаний, и мы прекрасно понимаем, каковы преимущества этого экзамена. Он комбинирует в себе и итоговую аттестацию, и вступительные экзамены в вузы. Сегодня наши школьники могут учиться в лучших вузах страны, выбирать несколько направлений. Конечно, депутаты вправе выступать с подобной инициативой, но я считаю, что она не актуальна. Но я согласен, ЕГЭ надо совершенствовать с учетом всех сегодняшних реалий», – считает замминистра образования республики.
ЗНАНИЙ НЕДОСТАТОЧНО
Приход ЕГЭ в Дагестан можно ознаменовать еще и эрой репетиторства. Теперь с завидным постоянством открываются центры по подготовке к итоговой аттестации и практически каждый из репетиторов в своем послужном списке отмечает: «Готовлю к ЕГЭ. Итог – 80 баллов».
В репетиторство уходят и многие учителя, другие же просто считают подготовку к выпускным экзаменам «золотым сезоном» – ученики становятся источниками неплохого дохода.
Репетитор по русскому языку и литературе Мадина Гаджиева считает, что знания, которые сегодня дает школа, недостаточны для успешной сдачи ЕГЭ: «Дети приходят разные, но знания, которые дает школа, малы. Система образования построена так, что на русский язык и литературу отведено немного часов и дети вынуждены идти к репетитору. Да, конечно, ребенок может заниматься и сам, но наши люди привыкли, что без хорошего репетитора ребенок никуда поступить не сможет. А занятия – это тандемная работа. Если ученик не хочет получать знания, как к нему достучаться? Да и школа уже не выполняет прежних функций. Учителя сейчас просто дают урок. Им неважно, дошли ли до ребенка знания. Я говорю не обо всех учителях, но это тенденция».
НА ЭНТУЗИАЗМЕ
С подобным мнением не согласен учитель истории Республиканского лицея «Центр одаренных детей» Ибрагим Магомедов: «Я не могу говорить за всех своих коллег, но бывает обидно, когда говорят, что учителя уже не те. Да, возможно, с советской системой образования мало что сравнится. Но ведь мы не стоим на месте, развиваемся. Мне, например, как молодому учителю, хочется, чтобы мои дети получали качественные знания. Другой вопрос – каким образом. Методику преподавания тоже необходимо менять. Сегодняшних детей нужно увлекать не просто рассказами (я преподаю историю), а готовить для них различные презентации, увлечь их своим предметом. Здесь, скорее, речь идет об энтузиазме самого учителя».
ЕГЭ НУЖНО, НО…
Преподаватель современного русского литературного языка кафедры русского языка филологического факультета ДГУ Елена Зюзина считает, что ЕГЭ нужно, но всего лишь как часть вступительных экзаменов: «Преподавателю необходима беседа с абитуриентом, для того, чтобы выяснить реальный уровень его знаний. Для гуманитарных специальностей это особенно важно, так как необходимо оценить умение абитуриента грамотно выражать свои мысли. Нередко поступившие в вуз предоставляют аттестат о сдаче ЕГЭ с хорошими баллами, но не всегда они соответствуют знаниям. Да, конечно, в вузы приходят и с хорошей базой, но хотелось бы, чтобы таких студентов было больше», – считает Зюзина.
НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫЛИ
Учитель географии одной из махачкалинских школ Патимат Асадулаева считает, что прежнюю форму сдачи выпускных экзаменов незаслуженно забыли.
«Я не считаю, что система ЕГЭ оправдала себя на 100%. И я не согласна с теми, кто говорит, что раньше экзамены не принимали строго. Строгость была всегда, но без такого фанатизма, как сейчас. Дети не меньше готовились, чем сейчас. Знали тоже не меньше. А сейчас что? Не забывайте, что ЕГЭ – это тестовый экзамен, и 50% успеха в его сдаче зависит от простой удачи. Не могу сказать, что старая система сдачи экзамена была проще, но ее хотя бы дети понимали. От выпускников сейчас требуют написать изложение, эссе. Дают какие-то отрывки незнакомых текстов. А раньше как было? Писали сочинения по знакомым произведениям, читали их. Я преподаю географию и могу сказать, что всегда давала своим детям знания. Что тогда, что сейчас. Поэтому мне не всегда понятны нападки на учителей, когда говорят, что в школе ничему не учат и нужно идти к репетитору. Единственный плюс в ЕГЭ – возможность поступить в вуз любого региона страны. Других плюсов я не вижу», – уверена педагог.
ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ
Один из организаторов ЕГЭ, учитель обществознания Амина Гамзатова считает, что система сдачи Единого государственного экзамена породила две крайности. «Сначала сдавали как хотели, спокойно КИМы (контрольно-измерительные материалы. – Прим. «МИ») вытаскивали, учителя и преподаватели за детей все решали. А сейчас – все слишком строго стали контролировать: куча наблюдателей, уполномоченные, полицейские, кордон… Дети находятся в состоянии огромного стресса. Я сама много раз бывала на этих экзаменах и замечала, что дети от страха делали ошибки даже в своих фамилиях.
Когда результаты ЕГЭ в Дагестане стало популярным, грубо говоря, покупать, дети практически перестали учиться – знали, что за них все решат.
К слову, сейчас, когда контроль за сдачей Единого госэкзамена в республике ужесточили, школьники тоже особо не учатся, в основном они занимаются только по тем предметам, которые собираются сдавать.
Сама система ЕГЭ изначально была коррумпированной, платили уже не в университете, а начиная со школьной скамьи. Даже сейчас, казалось бы, при всей строгости онлайн-наблюдения через камеры, за хорошие деньги умудряются делать «элитные» аудитории без камер, и это обидно. Если проводить ЕГЭ честно и без слишком жесткого контроля, то в ЕГЭ я вижу только плюсы», – говорит эксперт.
P.S. В апреле нынешнего года, в ходе Прямой линии с президентом страны Владимиром Путиным главу государства попросили отменить ЕГЭ и вернуться к советской системе приема вступительных экзаменов. Президент ответил, что плюсов и минусов у системы множество.
«Но приятным остается тот факт, что большое количество молодых людей из провинции могут поступать в ведущие вузы страны. Хотя я согласен, что ЕГЭ не дает полного погружения в тему, а больше напоминает сдачу экзаменов на водительские права. Однако Министерство образования пытается корректировать эту систему», – подчеркнул президент. Позже, когда у него спросили, какую форму экзамена он бы выбрал – письменную или устную, глава государства все же предпочел устную.
Шуана МАГОМЕДОВА