Священник Виталий Тарасов: «Мир устроен так, как его устраивает человек»

 СВЯЩЕННИК ВИТАЛИЙ ТАРАСОВ: «МИР УСТРОЕН ТАК, КАК ЕГО УСТРАИВАЕТ ЧЕЛОВЕК»

 

В этой школе не ставят оценки и не вызывают к доске. Самым маленьким ученикам – 4 года, старшим – 15-16 лет. Развитие ребенка через приобщение к духовным ценностям православной религии – такова цель Воскресной школы для детей Свято-Успенского кафедрального собора города Махачкалы.

Как работает школа, каковы формы и методы обучения и воспитания? Рассказывает руководитель отдела религиозного образования и катехизации Махачкалинской епархии священник Виталий Тарасов.

 

СОГЛАСНО СТАНДАРТУ И ПОЛОЖЕНИЯМ

– Отец Виталий, как давно существует Воскресная школа?

– Изначально занятия с детьми в нашем соборе начались в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. В неспокойные 90-е годы школа то открывалась, то закрывалась. Время было такое, что родители боялись приводить в церковь детей, да и с педагогами были проблемы.

В нынешнем своем виде школа существует с середины 2000-х годов.

Занятия проводились в большой трапезной за храмом (сегодня на этом месте строится Культурно-просветительский центр).

Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам обратился к руководству республики и города с просьбой о предоставлении епархии здания, где могли бы разместиться епархиальное управление и воскресная школа. Просьба была услышана, теперь дети занимаются на втором этаже предоставленного здания, там же находится и Управление Махачкалинской епархией.

Сегодня школа работает согласно стандарту и положениям о деятельности воскресной школы Русской Православной Церкви.

– Какие возрастные группы существуют в школе?

– Дошкольная группа, куда входят дети от 4-х до 7-ми лет, она же делится на две подгруппы – для совсем маленьких и для тех, кому 6-7 лет.

С учетом физиологической и психологической специфики данных возрастов занятия с такими детьми проходят в полуигровой форме.

Делаются большие перерывы для разминок, параллельно закладываются основы понимания о Боге, о вере, Церкви, предназначении человека. Мы рассказываем о заповедях Божьих, говорим об их значении в жизни человека.

Учим, как нужно себя вести в семье, в Церкви, с близкими.

Обучение направлено не только на духовно-нравственное развитие ребенка, большое внимание уделяется умственному совершенствованию: дети учат стихи, песни, ставят небольшие сценки.

Недавно, в рамках Пасхального фестиваля, мы провели три мероприятия, где наши дети выступили с небольшими постановками.

В этом году в здании Национальной библиотеки прошли Пасхальный спектакль и ярмарка, где ребята представили свои праздничные поделки.

Есть у нас средняя группа – возраст 8-11 лет и старшая –12-15 лет. Со следующего года, понимая проблематику переходного возраста, планируем открыть отдельный молодежный клуб для подростков 14-17-летнего возраста.

Хотим, чтобы дети никуда не пропадали, не теряли нить, с помощью которой приобщались к Божественной истине, к вере, к Богу.

Что касается средней и старшей групп, то они занимаются уже по усложненной программе, в которой Священное Писание, Основы Православного вероучения, Православное богослужение, Христианская этика.

 

ДОЙТИ ДО ДУШИ И СЕРДЦА

– Не слишком ли загружены дети: они учатся в обычной школе, занимаются в различных кружках? Не получится ли отторжение учебного процесса?

– Мы понимаем эту проблему и стараемся учебный процесс совмещать с играми, постановками, различными акциями. Так, на 9 Мая, в День Победы, ребята посетили места захоронения павших воинов, возложили цветы, провели краткое богослужение. Дети должны не только теоретически познавать свою веру, но и приобщаться к ней в своей жизни.

Вы ушли от оценочной системы, как же педагог может судить, насколько усвоен материал?

– Определенные формы тестирования существуют, по пройденному материалу проводится срез знаний. Делается это не с той точки зрения – похвалить или пожурить ребенка, важно, как доходит материал до души и сердца этих конкретных детей.

Педагог, видя отставание кого-то, уделяет этому ребенку больше внимания. Наша цель не дать механически определенный объем знаний, а приобщить человека к Богу.

Оценочная система имеет элемент соревновательности, что, конечно, детей стимулирует. Но мы используем другие методы. У нас есть целый ряд мероприятий, в которых ребята любят участвовать. Видя активность других детей, пассивные тоже начинают подтягиваться.

У нас проводятся различные конкурсы, где также включается элемент соревновательности. Например, всероссийский конкурс рисунка «Красота Божиего мира», где участвуют все ученики. Здесь тоже стараемся особо никого не выделять, никаких первых, вторых, третьих мест. Награждаем сразу несколько человек, они и есть победители. Остальные же пусть стремятся к ним.

– Чем награждаете детей?

– Как всегда, все упирается в финансы. Но в этом году мы собрали достаточно средств из пожертвований для Воскресной школы. Благодаря этому смогли подготовить индивидуальные грамоты победителям регионального этапа всероссийского конкурса за подписью епископа Варлаама, лучшие работы отправятся в Москву.

Подарили детям иконы, кружки с логотипом конкурса, книги и др. Хороший стимул для ребят участвовать в конкурсе.

 

УЧА ДРУГИХ, МЫ УЧИМСЯ САМИ!

– По какому принципу вы подбираете педагогов?

– Сегодня у нас есть преподаватель музыки, ИЗО, три педагога по вероучительным предметам, один священнослужитель.

Трудность состоит в том, что нам нужен преподаватель, не просто имеющий опыт педагогической деятельности, но главное – верующий, стремящийся во славу Божию донести эту веру от своего сердца.

 Как только учитель начинает формально относиться к своей работе, ребятам становится скучно. Такое отношение они зачастую видят в учебных заведениях вне Церкви.

Проблема – поиск преподавателей, отвечающих нашим требованиям, тем более что православное население в городе небольшое. Те, кто трудится у нас, имеют разные способности, кто-то талантлив больше, кто-то меньше. Но мы стараемся решать возникающие проблемы, главное для наших педагогов – самосовершенствование. Есть хорошая древняя мудрость: уча других, мы учимся сами, которой мы и следуем.

Все наши учителя – прихожане собора, главный педагогический элемент – собственный пример. А если преподаватель не посещает храм, о чем можно с ним говорить? Даже если у кого-то не хватает знаний, пробел восполняется горением православной души.

– Вы говорили о создании подросткового клуба, это правильно, поскольку должна сохраняться преемственность в учебно-воспитательном процессе. А дальше? Делается что-нибудь для взрослых людей?

– Для взрослых у нас существуют катехизаторские курсы. Посещают их люди в возрасте от 18 лет и старше, всего человек 25-30. Преподавание ведется в более свободном режиме, чем у детей. Предметы для взрослых – «Основы вероучения», «Православное богослужение», недавно начался новый цикл – «Православное понимание храма и иконы».

Преподают для взрослых два педагога, оба священнослужители. Из наших слушателей формируется костяк прихода, недавно по благословению епископа Варлаама мы стали привлекать некоторых взрослых по их желанию к богослужению.

Церковь – это тело Христово, единение людей вокруг Господа нашего Иисуса Христа. К этому единению на приходе мы и пытаемся приобщить всех с помощью наиболее активных слушателей нашей Воскресной школы.

Нередки случаи, когда родители из лучших побуждений приводят детей в Воскресную школу, хотя сами не являются прихожанами храма. Но вслед за детьми приходят и на наши катехизаторские курсы. Пути Господни неисповедимы, каждый идет к нему своей дорогой.

 

УБЕРЕЧЬ ОТ СОБЛАЗНОВ

– На Ваш взгляд, может ли обучение в Воскресной школе уберечь детей от негативного влияния внешнего мира? Не все сегодня гладко и позитивно в нашем обществе.

– Сегодня в мире много искушений, которые могут соблазнить неокрепшую душу. Обучая детей, мы должны совместно с родителями привить им внутренний духовный стержень, благодаря которому они сами поймут, что хорошо, что плохо.

Каждый отвечает за себя, несет ответственность за свою жизнь. Наша задача не поставить человека в клетку, сказать: это можно, а это нельзя, а показать, к чему человек призван, какую жизнь ему надобно вести. Понимая это, видя свет, человек не войдет во тьму. Это в идеале.

На самом деле, после грехопадения Адама и Евы, по учению христианской Церкви, человек является глубоко поврежденным творением Божиим, который не может без своего Спасителя, без Бога из этого состояния излечиться.

У нас есть Образ, на который каждый христианин должен молиться, это образ Иисуса Христа, прекрасно показанный в Евангелии.

Многие не знают Священного Писания, не понимают сути учения. Есть какие-то общие знания, но они часто носят искаженный характер. Наша задача в таком случае – показать пример – Иисуса Христа. Но с другой стороны, людям важно увидеть рядом с собой такого человека, который искренне старается следовать Божественным заповедям.

Мы говорим: есть жития святых, такой же человек с двумя руками, двумя ногами, живущий в непростых условиях, но чего он достиг? Что дает ему Бог по его трудам, к чему он в конечном итоге приходит?

Счастье человека не в земном богатстве, не в славе, которую он здесь заработал. Человек приходит в этот мир голым, голым и уйдет.

Счастье человека в том, что он накопил в своем сердце, с этим он и придет к Богу.

Часто бывает так, что мы недовольны обществом, властью, сложившимися обстоятельствами. Но мир устроен так, как его устраивает человек. Мир станет лучше, когда каждый будет работать над собой.

Наша задача – показать человеку, что есть путь к счастью, умиротворению, это путь к Богу. Мы понимаем, что не каждый этот путь выберет, но мы должны к этому призывать, говорить, стараться воплотить в жизнь и надеяться на помощь нашего Творца.

 

Наталья Бученко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Каспий сжимается, создавая новые острова

Предотвратить снижение уровня Каспийского моря очень сложно, - сообщил РИА Новости врио директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН...

В Махачкале пройдёт кофейный фестиваль регионального чемпионата бариста

В столице Дагестана состоится кофейный фестиваль регионального чемпионата бариста – Dalla Corte Cup-2025. В пресс-службе администрации Махачкалы отметили, что главное...

Прокуратура вернула Махачкале участок за 53 млн рублей у озера Ак-Гель

Прокуратура Махачкалы добилась возвращения в муниципальную собственность земельного участка площадью 2 гектара, расположенного в водоохраной зоне озера Ак-Гель. Стоимость...

Лжезастройщик в Махачкале обманул дольщицу на 1,9 млн рублей

Прокуратура Махачкалы выявила факт мошенничества в сфере градостроительного законодательства. Местный житель, выдавая себя за сотрудника строительной компании, незаконно заключил...
spot_imgspot_img

В столице Дагестана стартовала летняя оздоровительная кампания

Свыше тысячи детей планируется охватить этим летом летней оздоровительной кампанией, которая стартовала в столице Дагестана. Летние лагеря дневного пребывания...

За три года свыше 117 млн рублей вложили в развитие туристической инфраструктуры Дагестана

Свыше 117 млн рублей вложено за последние три года на благоустройство туристических объектов Дагестана. Средства выделены в рамках субсидий...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам