ПОЛЕТ НЕ ПО КАРМАНУ
Накануне праздника Ураза-байрам жители республики ощутили резкий рост стоимости авиабилетов из Москвы в Махачкалу. Если из столицы Дагестана в Москву можно было приобрести билеты за 4-5 тысяч рублей, то в обратном направлении цена выросла в разы, составив 20 и более тысяч.
Чем же объясняют перевозчики столь резкое подорожание авиабилетов? Как предполагает генеральный директор Международного аэропорта «Махачкала» Арсен Пирмагомедов, причина повышения стоимости билетов состоит в том, что Федеральная антимонопольная служба вынесла решение, согласно которому аэропорты московского авиационного узла получили возможность самовольно изменять стоимость оказываемых услуг.
Так, аэропорт «Домодедово» в марте 2016 года поднял сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность – на 26%, с 30 марта – сбор за пользование аэровокзалом для международных авиалиний – на 27%, для внутренних – на 43%. В результате стоимость рейса из аэропорта «Домодедово» выросла примерно на 20%.
«Аналогичная ситуация с другими аэропортами Москвы. Возросшие расходы, в конечном счете, были переложены на пассажиров», – отмечает Пирмагомедов.
Что касается стоимости билетов из Махачкалы в Москву, то она, по словам гендиректора аэропорта, осталась практически на том же уровне. Это связано с тем, что с июня прошлого года махачкалинский аэропорт не повышал тарифы на сборы и предоставление аэропортовских услуг.
Перевозчики, рассказывая о возросших сборах аэропортов, ставших причиной повышения цен на авиабилеты, чаще всего лукавят. Не секрет, что резкое повышение цен произошло как раз накануне праздника Ураза-байрам, когда многие дагестанцы, проживающие в Москве, стараются прилететь на родину.
Анализ стоимости авиабилетов показывает, что их повышение наблюдается именно по тем направлениям, где проживает преимущественно мусульманское население. К примеру, из Москвы в Минводы и Владикавказ цены за билеты на эти же дни значительно дешевле.
Если на этой неделе из Махачкалы в Москву можно было купить билет за 4-6 тысяч рублей, то в обратном направлении его цена стартовала от 15 тысяч, а в день вылета доходила до 30 тысяч рублей. Причем аппетиты авиаперевозчиков разыгрались почему-то именно в направлении Махачкалы. В Грозный, Назрань, Нальчик, где также отмечают праздник Ураза-байрам, цены хоть и поднялись, но были значительно ниже.
Этим воспользовались многие дагестанцы. Можно было сэкономить кругленькую сумму, приобретя билет из Москвы в Минеральные Воды, Владикавказ или Грозный, чтобы оттуда добраться в Махачкалу на поезде или маршрутке.
«За неделю до вылета из Москвы в Махачкалу билет стоил 11 500 рублей, а до Нальчика – 3 500. Полетели до Нальчика, а оттуда за 600 рублей на маршрутке до Махачкалы. Сэкономили более 7 тысяч с человека», – поделился своими впечатлениями от поездки в одной из социальных сетей житель Махачкалы.
Факт, что авиакомпании решили «навариться» в связи с ажиотажем в праздничные дни, можно подтвердить наблюдением за расписанием авиарейсов. Практически все авиакомпании значительно снижают цены на авиабилеты уже на следующей неделе.
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по РД сообщили «МИ», что для инициирования проверки по поводу повышения стоимости авиабилетов со стороны ФАС в ведомство должно поступить соответствующее заявление. Но почему-то граждане, возмущающиеся в соцсетях дорогими билетами, обращаться в официальные инстанции не спешат.
Хотя подобные прецеденты были. В 2013 году житель Дагестана разместил на портале Информационной системы общего пользования «Демократор», принадлежащем Фонду содействия институтов гражданского общества, обращение: «Резкое повышение стоимости авиабилетов по маршруту Москва-Махачкала». Автор просил Федеральную антимонопольную службу провести проверку в связи с изложенными фактами, дать оценку действиям авиаперевозчиков и по мере возможности обеспечить присутствие на направлении дополнительных перевозчиков.
Резкое повышение стоимости авиабилетов – проблема не только отдельных людей, вынужденных переплачивать за аппетиты некоторых авиакомпаний. Эта проблема касается и всей республики, точнее – расходования бюджетных средств.
Чиновники различного ранга ежедневно вылетают в Москву для участия в различных мероприятиях. К примеру, едет правительственная делегация на выставку. Это минимум 10 человек. Если цена авиабилета составляет 5 тысяч рублей, то это 100 тысяч в обе стороны. При нынешних 15 тысячах бюджетные траты возрастают в разы. В объеме всей республики это миллионы потерянных (бюджетных!) рублей.
Следует ужесточить требования к авиакомпаниям, желающим осуществлять перевозки из махачкалинского аэропорта, на предмет соблюдения ими «ценовых вилок» на протяжении всего сезона. А всем пассажирам надо быть более активными в защите своих интересов, и по каждому случаю, нарушающему их права, подавать жалобы в соответствующие инстанции.
Тимур Алиев